?

Log in

No account? Create an account
[2008-07-08] Действия 74 гв. омсбр - Только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым (Пс 90,8) — ЖЖ [entries|archive|friends|userinfo]
Его рука

[ website | 34-я мотострелковая дивизия ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

[2008-07-08] Действия 74 гв. омсбр [июл. 11, 2008|08:31 pm]
Его рука
[Tags|, , ]
[Слушаю |Escola de Monjos - Antifona i Cantic de Maria]

Выношу тему о 74 гв. омсбр из комментариев.

рядовой Алексей Юрьевич БакулинКапитан из 2 мсб 74 гв. омсбр Вячеслав Николаевич Лазарев: "Новый год. Накрыли столы, ёлки с собой привезли. Бахин во главе столов. Он даже тост не успел произнести, как прибежал оперативный дежурный и сказал, что Савин попал в засаду. Столы на землю и по коням. А вот тогда понеслось."1

Из воспоминаний В.В. Лаврентьева [3 мсб 74 гв. омсбр?]: "В ночь с 31 на 1 января мы ехали с Моздока в Грозный на наших БМП колонной. Машина, где находился [рядовой Алексей Юрьевич] Бакулин, осталась в поле, в ней была поломка, что именно - я не знаю. По разговорам я слышал, что они заблудились, машину нашли через месяц сгоревшую. Нашли Алексея у 9-тиэтажки, обгоревшего. Он сидел, закрыв лицо руками, руки тоже были обожжены, и что-то бормотал, говорить он не мог, издавал какие-то звуки, у него было прострелено правое лёгкое, но это выяснилось позже, когда было уже поздно. Машина их сгорела, вернее потерялась в первый день, как вошли в Грозный. Через несколько дней [4 января] нашли Алексея и Женю, а остальной состав экипажа до сих пор не найден."2

Капитан из 2 мсб 74 гв. омсбр В.Н. Лазарев: "При входе в город было уничтожено сразу два БМП и танк. Сутки пробивались."3

Выход к ж/д вокзалу

Капитан из 2 мсб 74 гв. омсбр Вячеслав Николаевич ЛазаревЛейтенант тб 74 гв. омсбр Александр Гаврилюк: "В ночь с первого на второе января этого года мы вступили в бой на чеченской земле. Скажу честно: бестолковый был этот бой. Куда стрелять, что делать - не знали. В эфире - чеченские голоса: "Назад, назад!" Чуть ли не в первые дни появились в батальоне жертвы - погиб экипаж. Боевой опыт набирали через потери."4

По словам капитана из 2 мсб 74 гв. омсбр В.Н. Лазарева, в ночь с 1 на 2 января "[2-му мсб] удалось пробиться [в районе ж/д вокзала] сквозь завалы трупов, как наших, так и ваших. Всё горело. Это был кромешный ад. Мы сумели спасти лишь человек десять. И это из всей [131-й] бригады! Потом стало известно, что ещё порядка 23 человек вышли к различным подразделениям нашей [74-й] бригады. <...> После ж/д вокзала мы пошли на помощь ульяновцам и выбили духов с "Северного"".5

Эпизод с аэропортом пока не ясен, т.к. имеются многочисленные свидетельства, что аэропорт был занят российскими войсками ещё утром 31 декабря.

После ранения полковника Аркадия Викторовича Бахина6, бригадой командовал нач. отделения восп. работы 8 гв. АК полковник Виктор Геннадьевич Скопенко7, а позднее - помощник НШ медико-санитарного батальона подполковник Николай Михайлович Баталов.8 (подробнее об отцах-командирах)

У республиканской больницы

"В ночь со 2 на 3 января генерал-лейтенанту Льву Рохлину были переданы в оперативное подчинение 81-й и 276-й мотострелковые полки, остатки 131-й бригады, части корпусного подчинения 67-го армейского корпуса и вновь прибывшая 74-я отдельная мотострелковая бригада Сибирского военного округа"9, кроме того "группировки "Север" и "Северо-Восток" были объединены в одну - "Север" - под командованием генерала Льва Рохлина."10

В 6:00 3 января в район вокзала прибыл мотострелковый батальон [чей?]11, который мог сменить 2 мсб 74 гв. омсбр. Вероятно, после этого бригада выдвинулась к республиканской больнице.

Капитан из 2 мсб 74 гв. омсбр В.Н. Лазарев: "Потом атаковали больничный комплекс. Он до нас несколько раз переходил из рук в руки. От самого комплекса мало что осталось. Он находился недалеко от Грозненского нефтянного института. Там снайпера нас здорово потрепали. Были артналёты и миномётные обстрелы. Полдня лежали под артналётом. <...> Мы тогда человек двенадцать потеряли в один день."12

капитан Юрий Геннадьевич МоисеевИз наградного листа капитана тб 74 гв. омсбр Юрия Геннадьевича Моисеева: "3 января 1995 года при штурме здания военного колледжа в Грозном капитан Ю. Моисеев командовал бронегруппой, которая сквозь огонь прорвалась к зданию. В ходе боя бронегруппа капитана Моисеева точным огнём уничтожила восемь огневых точек противника. При очередном маневре танк, в котором находился Юрий был расстрелян из гранатомётов и загорелся. Рискуя жизнью, Юрий эвакуировал из танка раненого механика-водителя, однако при этом сам получил тяжёлое ранение. Истекая кровью, Моисеев дополз до соседнего танка и продолжал руководить действиями подчиненных до конца боя. Бронегруппа полностью выполнила поставленную задачу. Моисеев умер в госпитале от полученных ран."13

Лейтенант тб 74 гв. омсбр Александр Гаврилюк: "В одном из боёв в направлении зданий Совмина и президентского дворца рота попала под миномётный обстрел. Тогда был тяжело ранен Юрий Моисеев, проживший только сутки... Скажу честно: было страшно. Техника горит, люди мечутся, здания рушатся. Майор Рафиков, комбат из Волгоградского полка, вывел тогда нашу технику из-под обстрела. А потом сказал: "Мужики, здесь убивают. Ночью выставляйте охрану, не то порежут. Во время уличных боев не стрелять из зенитного пулемета - снайпер засечёт. Лишний раз не высовываться и беречь людей." Он был единственным офицером, который объяснил, что делать, как сберечься. Об офицерах много чего говорят. Но у меня был случай: к нам подбежал полковник, начальник отдела по боевой подготовке Волгоградского корпуса, и попросил: "Ребята, помогите, мотострелковая рота попала в засаду, прикройте". Он сам сел в танк и повёл в бой. В машину шесть раз попали из гранатомёта, но экипаж остался жив. Кричит по рации: "Сынок, я горю, продержишься?!" Отвечаю, что продержусь. Роту мы прикрыли..."14

рядовой Александр Николаевич РябоконьИз описания боевых действий: "Попытка захвата атакой со стороны больничного комплекса плацдарма на восточном берегу р. Сунжа привела 3 января к потере от артиллерийско-гранатомётного огня боевиков двух танков Т-72Б(М) из вошедшей накануне в город 74 гв. омсбр. После отсечения пехоты от танков последние были мгновенно подбиты у моста, пополнив счёт безвозвратных потерь штурмующих Грозный танковых подразделений. Прикрывая огнём из автомата отход экипажей, раненый танкист рядовой А[лександр Николаевич]. Рябоконь погиб у своей боевой машины".15

По словам капитана из 2 мсб 74 гв. омсбр В.Н. Лазарева, парк им. Кирова был взят "с потерями. С потерей танка и БМП. Духи там даже окопов понарыли, что в городе для них не характерно было. Мы и не думали, что так получится. Бой в городе, он как правило без разведки ведётся, да, и разведки у нас была одна усечённая рота. Да, и там духов нет, подошли, а они уже нарисовались, примерно также было и с парком. Плюс мужик русский-снайпер сидел на крыше высотки. От него были потери тоже."16

Захват комплекса зданий ГНИ

В ночь с 5 на 6 января подразделениями 45 орпСпН ВДВ был захвачен один из корпусов ГНИ ("свечка"), что явилось переломным моментом на первом этапе боевых действий.

В освобождении остальных корпусов, предположительно, участвовали два мсб 74 гв. омсбр.17

командир мсв лейтенант Олег Юрьевич ЦоковКомандир мв 74 гв. омсбр лейтенант Олег Юрьевич Цоков: "У здания нефтяного института было такое ощущение, что это 41-й год. Страшные картины... У многих нервы сдали тогда, но никого осуждать за это не стоит. Идти под огнём - это... жизнь ведь может оборваться в любую секунду. Но прошло немного времени, и я был очень удивлен тем, как быстро человек привыкает к опасности и воспринимает ее как нечто привычное, само собой разумеющееся. <...> Вначале боялся, что покалечат. Что оторвёт руку или ногу. На моих глазах таких случаев было немало. Трудно потом человеку жить... Особенно у нас, в России. А позже я и этого перестал бояться. Привык ко всему, и было только одно желание - выполнить поставленную задачу."

9 января в ГНИ находилась мср под командование капитана Абрамова.

Из объяснительной рядового 74 гв. омсбр Гончаренко: "9.01.95 наш батальон держал оборону института. Мы с ряд. Белоусом находились на посту. Когда я увидел, что Костю ранили, я позвал товарищей по роте, и мы отнесли Белоуса на КП батальона, где его принял врач. В это время на позиции батальона шёл бой."18 В тот же день погиб рядовой 74 гв. омсб Дмитрий Иванович Литвинов.19

"C 8:00 10 января вводит 48-часовой мораторий на ведение боевых действий для вывоза раненых и погибших из зоны боев"20, а 74 гв. омсб удерживала ГНИ до 12 января.

Штурм Совмина, гостиницы "Кавказ" и дальнейшие действия

командир тр ст.лейтенант Игорь Николаевич АхпашевОколо 5:00 13 января пдб 98 вдд начал штурм Совмина. Действия десантников прикрывала бронегруппа из трёх Т-72БМ тб 74 омсбр под руководством командира тр ст.лейтенанта Игоря Ахпашева21. Из рассказа лейтенанта Александра Гаврилюка: "Два этажа здания взяли быстро, а вот на третьем завязалась перестрелка. Мы контролировали движение, простреливая мост, который связывал здание с городом. По этому мосту перебрасывали чеченцам оружие, боеприпасы."22

7:30. Подразделения 74 омсбр вошли в Совмин и приступили к очистке зданий. <...>
8:50. Командир 8 АК (Рохлин) - командиру 74 омсбр: "У соседа подбили танк, в двух осталось по 4 снаряда. Отправь к нему три танка на замену".23

По словам лейтенанта тб 74 гв. омсбр Александра Гаврилюка: "Первым загорелся танк Павла Немцова. Потом были попадания в машины Игоря Субботы и в мою. К нам на помощь пришли два танка."

командир рв ст.лейтенант Игорь Владимирович БогатыренкоИз описания боя: "А в тот последний в его жизни январский день [17 января], когда в Грозном шли ожесточенные бои, он командовал одной из трех разведывательных групп, вьщвигавшихся в направлении гостиницы "Кавказ". Группа [командира рв 74 омсбр ст.лейтенанта Игоря Владимировича] Богатыренко нарвалась тогда на "духовекую" засаду. Вступили в бой. Командир не прятался за спинами подчинённых; потому и принял огонь на себя. Старшего лейтенанта, получившего тяжёлое ранение в голову, вынесли из-под вражеского обстрела на базу разведроты сержант Козырский, рядовые Голубцов, Зимин и Тетерин. Не мешкая, Игоря отправили в госпиталь в районе аэропорта Северный. Не помогло: ранение оказалось смертельным."24

21 января подразделение бригады попало в засаду. Погиб 21 человек.25

23 января заблудилась и погибла группа медиков под руководством ст.лейтенанта Юрия Вячеславовича Зонова.26

4 февраля 1995 года погиб рядовой Александр Васильевич Габитов.27

83,12 КБ

+ + + + + + + + + + + + + + + + +

1 По информации Лазарева В.. (http://botter.livejournal.com/132105.html?thread=1395977#t1395977)
2 Вспомни и поклонись. Екатеринбург, 2000. С. 26-27.
3 По информации Лазарева В.. (http://botter.livejournal.com/132105.html?thread=1395977#t1395977)
4 Офицеры, офицеры, ваше сердце под прицелом // Книга памяти Республики Хакасия. Абакан, 2000. (http://otvaga.vif2.ru/Otvaga/wars1/wars_31.htm)
5 Миронов В. Я был на этой войне. Полемика. (http://artofwar.narod.ru/mironov/prose_mironov_03.html)
6 Антипов А. Лев Рохлин. Жизнь и смерть генерала. М., 1998. С. 176-177.
7 Антипов А. Лев Рохлин. Жизнь и смерть генерала. М., 1998. С. 178.
8 Командиры 74 гв. омсбр. (http://botter.livejournal.com/91916.html)
9 Антипов А. Лев Рохлин. Жизнь и смерть генерала. М., 1998. С. 160-161.
10 Куликов А., Лембик С. Чеченский узел. М., 2000. С. 96.
11 Антипов А. Лев Рохлин. Жизнь и смерть генерала. М., 1998. С. 161.
12 Миронов В. Я был на этой войне. Полемика. (http://artofwar.narod.ru/mironov/prose_mironov_03.html)
13 Моисеев Юрий Геннадьевич // Сайт Ульяновского гвардейского училища. (http://www.guktu.ru/history/element.php?IBLOCK_ID=44&SECTION_ID=240&ELEMENT_ID=1859)
14 Офицеры, офицеры, ваше сердце под прицелом // Книга памяти Республики Хакасия. Абакан, 2000. (http://otvaga.vif2.ru/Otvaga/wars1/wars_31.htm)
15 Белогруд В. Грозный. Танки. Как это было // Мир оружия. 2005. Март. №3. (http://btvt.narod.ru/2/tanks_in_grozny.htm)
16 По информации Лазарева В.. (http://botter.livejournal.com/136830.html?thread=1433982#t1433982)
17 Рудык Т. На таких армия держится // Красная звезда. 2007. 6 октября. (http://www.redstar.ru/2007/10/06_10/2_01.html)
18 Смирнов С. Третья Отечественная. Солдаты - без вести, генералы - без совести... // Новая газета. 1997. 24 ноября. (http://www.allrus.info/APL.php?h=/data/pressa/15/nv241197/nv7bo012.txt)
19 Смирнов С. Третья Отечественная. Солдаты - без вести, генералы - без совести... // Новая газета. 1997. 24 ноября. (http://www.allrus.info/APL.php?h=/data/pressa/15/nv241197/nv7bo012.txt)
20 Куликов А., Лембик С. Чеченский узел. М., 2000. С. 97. (http://www.infantry.lifecity.ru/teror/warchech.htm)
21 Сайт школы №1 г. Абакана. (http://school-n1.by.ru/ahpashev.htm)
22 Книга памяти Республики Хакасия. 2000.
23 Антипов А. Лев Рохлин. Жизнь и смерть генерала. М., 1998. С. 190.
24 Книга Памяти. Хабаровский край. Чёрный тюльпан. Хабаровск, 2002. С. 126.
25 По информации Лазарева В.. (http://botter.livejournal.com/132105.html?thread=1392905#t1392905)
26 По информации Лазарева В.. (http://botter.livejournal.com/136830.html?thread=1425022#t1425022)
27 Вспомни и поклонись. Екатеринбург, 2000. С. 105.
СсылкаОтветить

Comments:
From: hill_damon
2008-07-08 07:35 pm
Я поддерживаю, тем более. что Лазарев мне обещал всё разъяснить, хотя бы попытаться после 09.07.08.
(Ответить) (Thread)
From: hill_damon
2008-07-08 07:39 pm
Всё верно Боттер, Лазарев фактически то и сказал, что после вокзала выдвинулись к больнице, 1-го в 00-00 пошли к вокзалу, 2-го в 0-10 вышли к вокзалу, а 3-го , видимо, стали уходить, единственно, что жду подтверждения на счёт того, вышли ли к вокзалу, либо же стали недоходя, да и неясен маршрут, равно как и маршрут выхода к больнице...
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: botter
2008-07-08 10:03 pm
Интересно, где бригада находилась сутки, весь день 1 января. Где шли эти бои, на каком маршруте?

А когда они были в аэропорту? И почему совместно с 104 вдд? Может речь идёт о Ханкале?

Косвенное подверждение - мотострелковый батальон. Возможно он вышел для усиления группировки "Запад", а возможно сменил 74 омсбр, после чего бригада выдвинулась к больнице.

Ещё много чего надо выяснить...
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
From: hill_damon
2008-07-09 11:48 am

Лазарев добавил немного

Было у него немного времени, написал
Добавка такая: "23.1. погибла группа медиков под руководством старшего лейтенанта Зонова --
свернули не туда"
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: blender_kid
2012-02-01 03:01 pm
Странно. Если Зонов из 74 гв. омсбр, то это отец моего одноклассника. Позже уже в Юрге покончил жизнь самоубийством.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
From: hill_damon
2008-07-09 12:54 pm

Подтверждаются слова Лазарева о танках

Он сказал, что выходили из Грозного исправными 4 танка всего. из них один на тросу.
У Белогруда: "Безвозвратные потери 74-я гв. омсбр в танках – 4 машины. Всего, как вспоминают ветераны танкового батальона этой бригады, их потери, без учета безвозвратных, составили 23 танка Т-72Б (М)."
(Ответить) (Thread)
From: hill_damon
2008-07-09 01:04 pm

Re: Подтверждаются слова Лазарева о танках

У того же Белогруда подтверждение, что только 4 танка остались целыми: "Всего за время боев за овладение центром Грозного из 31 машины танкового батальона 74-й гв. омсбр в боеспособном состоянии осталось 4 танка Т-72Б (М). Острая нехватка танков во время боев за районы, прилегающие к улице Ноя Баучидзе, заставила использовать оставшиеся в строю БМП-3 для огневой поддержки штурмовых подразделений, продвигающихся с северо-востока к площади Минутка. "
Да и простая арифметика, 4 потеряно безвозвратно, 23 на капитальном, остаётся те же 4 танка, так что можем это заносить в точную информацию!
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
From: hill_damon
2008-07-10 04:23 am

Лазарев о БМП-3

Мой вопрос: А вот этот текст того же Белогруда соответствует ли истине: "Острая
нехватка танков во время боев за районы, прилегающие к улице Ноя Баучидзе,
заставила использовать оставшиеся в строю БМП-3 для огневой поддержки
штурмовых подразделений, продвигающихся с северо-востока к площади
Минутка."?
Ответ: На дальние расстояния. Использовали по возможности. И не только там. Но сами
бойцы ее боялись. Пушки клинило.
(Ответить) (Thread)
From: basvik
2010-07-02 07:38 pm

Re: Лазарев о БМП-3

Факт.Пушки клинило.Наш равист рембатовский-Миша Рожман,бойцов отгонит подальше и снаряд из пушки сам выбивает.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
From: hill_damon
2008-07-11 07:35 am

Продолжу публиковать ответы Лазарева

1 Мой вопрос: "Хотелось бы ещё уточнить о 02.01-03.01.
Значит бригада 2-мя батальонами пробивается в район вокщала. а куда именно
и каким маршрутом. если знаете?
На месте, куда она пробилась, бригада стоит до 3-го числа. либо же сразу
снимается и отходит к больничному комплексу?"
Ответ Лазарева: "Духов не было. Пошли в сторону института нефти и газа, он рядом с респ. больницей."

2 Мой вопрос: "Значит маршрут подхода к Вокзалу с севера по улицам Орджоникидзе и
Комсомольской? А как миновали Реском? а отход как? Где-то встречал, что 255 мсп ждал 2 батальона, отходящих из вокзала в 16-00 03.01 на рубеже проспект Победы, это не Вас ли они встречали, либо же 74 омсбр начала отход с вокзала сразу как вышла к нему 02.01?"
Ответ Лазарева: "Команда поступила, чтобы шли на институт нефти и газа. Не помню улиц. Я был
особистом. Если тебе это о чем-то говорит. И задачи у меня иные были, в
отличие от наступающих сил. Был со вторым батальоном. Но не мешал им. Воевал
с ними, но не командовал. В бригаде никому не подчинялись. После Грозного
работали в связке с разведчиками."

3 Мой вопрос: "Вячеслав Николаевич, а потери при штурме Совмина были существенные? То, что
описано в вашей книге, когда после штурма через площадь оставшаяся группа
выбирается к своим, такое было?"
Ответ Лазарева: "Было. После засады драпали. При штурме Совмина много людей потеряли. Потом еще удерживали здание. Духи взбесились."

4 Мой вопрос: "А после того, как вот так. с оставшимися бойцами пришлось выбираться несколько суток к каким частям Вы вышли (чтобы понять куда занесло)?
С Уважением."
Ответ Лазарева: "двое суток. По подвалам как крысы отсиживались."

5 Мой вопрос: "Не помните ли тактический номер единиц техники, может врезалось в память?"
Ответ Лазарева: "ты уже спрашивал. Не помню."

6 Мой вопрос: "Не могли бы подробнее про парк Кирова (горсад) рассказать. в смысле как
смогли его занять, духов выбить"
Ответ Лазарева: "С потерями. С потерей танка и БМП. Духи там даже окопов понарыли, что в
городе для них не характерно было. Мы и не думали, что так получится. Бой в
горлде, он как правило без разведки ведется, да, и разведки у нас была ождна
усеченная рота. Да, и там духов нет, подошли, а они уже нарисовались,
примерно также было и парком. Плюс мужик русский-снайпер сидел на крыше
высотки. От него были потери тоже."

7 Мой вопрос: "Да, блин, сурово! А предателей хватало, вроде этого снайпера, либо же
редкость?"
Ответ Лазарева: "Русские встречались дважды. Первый -- доброволец за деньги -- снайпер..
Второй -- беглый уголовник. Кончили обоих."
(Ответить) (Thread)
From: hill_damon
2008-07-14 08:18 pm

Продолжу публиковать ответы Лазарева2

1 Мой вопрос: "Описание в книге про пленного, которого на дуле танка - это не про того ли снайпера из высотки горсада?"
Ответ Лазарева я подредактировал, убрал всё, что может как-то повлиять, мало ли: "Он самый"

2 Мой вопрос: "А не могли бы немного подробнее рассказать о взятии Кавказа?"
Ответ Лазарева: "А "Кавказ" мы не взяли, нас бросили на Совмин и Минутку. У нас не было
желания людей губить. Вяло долбили. Нас накрывали из здания ДГБ, общаги ДГБ,
и рядом. тоже. Непонятно. Они цеплялись за парк, институт нефти и газа,
респ. больницу и гостиницу." От меня, гостиница партактива, такое уродливое здание, высотка, что рядом со старым обкомом (республиканским музеем. так он потом вроде звался)

3 Мой вопрос перефразирую в понятный: "Ваше мнение, почему держались за Реском с Совмином, ведь большого смысла в этом не было, это для них не символы, как Рейхстаг"
Ответ Лазарева: "Это была политика. На взятие Грозного отводилось три дня. Разрушать нам
никто не давал, особенно Старопромысловский район. Там завод-то целый остался. Вообще команда была боеприпасы бойцам не давать. У нас солдаты были, призванные в ноябре. КМБ, три пробных, три зачетных, присяга, Чечня, здравтсвуй, мама -- Груз "200". Духи готовились к нашему приходу. Я сам допрашивал многих пленных. У них были карты с оперативным замыслом всей группировки. Какие силы, в каком направлении, кто командир, частоты, порядок построение походной колонны, порядок построения боевой колонны и пр. Все это было у них. И различные
полевые командиры удерживали различные участки обороны. В центре города были самые отборные, метерые духи. Савин же не просто так попал в засаду, его пригласили туда. Его фраза "Покупаем билеты на поезд домой!" И потом от духов "Добро пожаловать в ад!" Откуда духи знали, что первая цель будет вокзал? Чтобы подготовить засаду, сконцентрировать там большие силы и средства, грамотно организовать бой. Так чтобы не мог никто вырваться. И не могла подойти помощь. Не мы же одни пробивались на помощь. Знали и на дальних подстпах стали ВСЕХ долбить. И
сильно били. Это уже о многом говорит. В то время был главком сухопутных войск Семенов. Он громко заявил, что уходит из ВС, потому что не согласен с вводом войск. На самом деле он был кавказец и прямо из своего кабинета связывался с Дудаевым и по факсу перегонял ему боевые приказы и пр. Особисты поймали предателя. Но шума подниамть не дали, тот уволился с высоко поднятой головой. Я уже молчу про самолеты без опознователных знаков, что сбрасывали
духам оружие и жратву. Мой товарищ, он в ВВ, на центральном стадионе выбили духов, прилетел самолет. Те приняли грузы. Очень хорошо и оружие и жратва. Поэтоу товарищи москвичи работали на два фронта.
Насчет Ходорковского. Он -- подонок. Но в жизни он сделал одно доброе дело.
У "Менатепа" было пятилетие. И на деньги, на которые они хотели отметить, он купил и сделал каждому офицеру и бойцу подарок. Спортивный костюм, блок сигарет, зажигалка "Зиппо". Офицерам -- две баночки пива, бойцам -- две баночки газировки типа "Кола". И я лично ему до сих пор за это благодарен. За все остальное -- гад.
Хреново все это. Когда попали в танковую засаду [у Совмина, описана в книге], то два дня скитались по подвалам. Патронов -- нет. Несколько раз была мысль покончить с собой.
Каждый особист для духов был лакомой добычей. Слишком много знали. Впятером в подвале сидим. а поверху духи ходят два часа. А патронов на все -- пара рожков, да с полтора десятка гранат. А у нас раненый, который теряет сознание. Почитай у Дениса Бутова как они сидели в полном окружении и боец был ранен. Ему оказали первую помощь. Он уполз и застрелился. Вот это
страшно."

4 Мой вопрос: "Вячеслав Николаевич, а про бои за Минутку помните что-либо? Где перешли Сунжу у парка Кирова (горсада), либо же у Совмина? Наступали по Ленина (улица через мост от Совмина и до минутки через тоннель, где Романова взорвали), либо же шли мелкими улочками?"
Ответ Лазарева: "Выдвигались от Совмина. Бой был за мост. Духи крепко его держали. В тоннель
не лезли, обходили его. Побоялись."
(Ответить) (Thread)
From: isys_satana
2008-07-15 08:44 pm

Re: Извиняюсь за возможно столь не скромный вопрос

фраза "1 Мой вопрос: "Описание в книге про пленного, которого на дуле танка - это не про того ли снайпера из высотки горсада?"
Ответ Лазарева я подредактировал, убрал всё, что может как-то повлиять, мало ли: "Он самый" - а это из какой книги? "Я был на той войне"? а то я походу дела не при теме.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
From: hill_damon
2008-07-30 07:40 pm
Боттер, Лазарев в отпуске, появится 20 августа, я ему тогда всё и задам. пока берём паузу...
(Ответить) (Thread)
From: hill_damon
2008-08-29 05:17 am
Миронов написал снова, сейчас буду задавать вопросы, просил "Лазарев не упомнать", только Миронов или Л.
(Ответить) (Thread)
From: hill_damon
2008-09-04 06:54 am

Миронов написал ответ

На вопрос мой: "Мо жет я Вам кусочек карты вышлю, где обозначу примерные маршруты выхода к вокзалу"
Ответ: "Не помню я маршрута. К ж/д вокзалу шли тремя группами."
(Ответить) (Thread)
From: leksi_1
2011-08-25 01:48 pm

23 января заблудилась и погибла группа медиков

а можно ли как то узнать что случилось с этой группой медиков? и почему если они заблудились, Юрий Зонов не погиб, а пропал без вести? куда они шли и как погибли? что случилось с Юрием Зоновым?

помогите пожалуйста, буду очень благодарна.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: Азамат Крымшамхалов
2013-02-21 02:48 am
Что вы имеете в виду под, работой на 2 фронта, генерала Семенова, и дело не в том кто кавказец кто нет, просто в несправедливой войне там где брат на брата шел, из-за того что так решили в верхах, он не захотел принимать участия. А с недостоверной информацией, говорить столь высокие слова не стоит.
(Ответить) (Thread)
From: vladsmall
2017-07-26 08:41 pm
Дополнение к статье. Может быть кому-то будет интересно

Часть первая:
В одном танковом батальоне, в городе Юрге Кемеровской области, служили Два абаканца, два танкиста, лейтенанты Александр Гаврилюк и Игорь Ахпашев. – Познакомились мы в Юрге. Я приехал после окончания Харьковского танкового училища, Игорь тогда уже служил, – рассказывает Александр Гаврилюк. – Мы подружились. С Игорем невозможно было не сойтись характерами открытый, простой, честный. Не раз ходили вместе в наряды. И в праздники не обходились без него, поддерживающего и откликающегося на любую шутку. Что касается службы – на Игоря всегда можно было положиться: знал свое дело. Поэтому среди всех претендентов командиром роты был назначен Ахпашев – ответственный и надежный.
13 декабря прошлого года (1994) нашу бригаду подняли по тревоге. Приказ: снять технику с хранения, готовиться к боевым действиям. Две недели дали на то, что– бы получить боеприпасы. Некоторые офицеры написали рапорт с отказом от участия в боевых действиях и тут же были уволены. В нашем батальоне таких заявлений не было.
В ночь с первого на второе января этого года мы вступили в бой на чеченской земле. Скажу честно: бестолковый был этот бой. Куда стрелять, что делать – не знали. В эфире – чеченские голоса: «Назад, назад!» Чуть ли не в первые дни появились в батальоне жертвы – погиб экипаж. Боевой опыт набирали через потери.
А тут в засаду попал взвод роты Ахпашева. Командир взвода был ранен. Ребят нужно выручать. Танк Игоря был ведущим, первым. По его машине попали дважды, но экипаж остался живым. А из засады своих выручили.
Пять-шесть боев бывало в день. Воевать не умели, учились. В одном из боев в направлении зданий Совмина и президентского дворца рота попала под минометный обстрел. Тогда был тяжело ранен Юрий Моисеев, проживший только сутки... Скажу честно: было страшно. Техника горит, люди мечутся, здания рушатся. Майор Рафиков, комбат из Волгоградского полка, вывел тогда нашу технику из-под обстрела. А потом сказал:
– Мужики, здесь убивают. Ночью выставляйте охрану, не то порежут. Во время уличных боев не стрелять из зенитного пулемета – снайпер засечет. Лишний раз не высовываться и беречь людей.
Он был единственным офицером, который объяснил, что делать, как сберечься. Об офицерах много чего говорят. Но у меня был случай: к нам подбежал полковник, начальник отдела по боевой подготовке Волгоградского корпуса, и попросил: «Ребята, помогите, мотострелковая рота попала в засаду, прикройте». Он сам сел в танк и повел в бой. В машину шесть раз попали из гранатомета, но экипаж остался жив (выделено мной – Леонид). Кричит по рации: «Сынок, я горю, продержишься?!» Отвечаю, что продержусь. Роту мы прикрыли... Взвод был представлен к награде.
В одном танковом батальоне, в городе Юрге Кемеровской области, служили Два абаканца, два танкиста, лейтенанты Александр Гаврилюк и Игорь Ахпашев. – Познакомились мы в Юрге. Я приехал после окончания Харьковского танкового училища, Игорь тогда уже служил, – рассказывает Александр Гаврилюк. – Мы подружились. С Игорем невозможно было не сойтись характерами открытый, простой, честный. Не раз ходили вместе в наряды. И в праздники не обходились без него, поддерживающего и откликающегося на любую шутку. Что касается службы – на Игоря всегда можно было положиться: знал свое дело. Поэтому среди всех претендентов командиром роты был назначен Ахпашев – ответственный и надежный.
13 декабря прошлого года (1994) нашу бригаду подняли по тревоге. Приказ: снять технику с хранения, готовиться к боевым действиям. Две недели дали на то, что– бы получить боеприпасы. Некоторые офицеры написали рапорт с отказом от участия в боевых действиях и тут же были уволены. В нашем батальоне таких заявлений не было.
В ночь с первого на второе января этого года мы вступили в бой на чеченской земле. Скажу честно: бестолковый был этот бой. Куда стрелять, что делать – не знали. В эфире – чеченские голоса: «Назад, назад!» Чуть ли не в первые дни появились в батальоне жертвы – погиб экипаж. Боевой опыт набирали через потери.

Продолжение следует...
(Ответить) (Thread)
From: vladsmall
2017-07-26 08:49 pm
Дополнение к статье

Часть вторая:

А тут в засаду попал взвод роты Ахпашева. Командир взвода был ранен. Ребят нужно выручать. Танк Игоря был ведущим, первым. По его машине попали дважды, но экипаж остался живым. А из засады своих выручили.
Пять-шесть боев бывало в день. Воевать не умели, учились. В одном из боев в направлении зданий Совмина и президентского дворца рота попала под минометный обстрел. Тогда был тяжело ранен Юрий Моисеев, проживший только сутки... Скажу честно: было страшно. Техника горит, люди мечутся, здания рушатся. Майор Рафиков, комбат из Волгоградского полка, вывел тогда нашу технику из-под обстрела. А потом сказал:
– Мужики, здесь убивают. Ночью выставляйте охрану, не то порежут. Во время уличных боев не стрелять из зенитного пулемета – снайпер засечет. Лишний раз не высовываться и беречь людей.
Он был единственным офицером, который объяснил, что делать, как сберечься. Об офицерах много чего говорят. Но у меня был случай: к нам подбежал полковник, начальник отдела по боевой подготовке Волгоградского корпуса, и попросил: «Ребята, помогите, мотострелковая рота попала в засаду, прикройте». Он сам сел в танк и повел в бой. В машину шесть раз попали из гранатомета, но экипаж остался жив (выделено мной – Леонид). Кричит по рации: «Сынок, я горю, продержишься?!» Отвечаю, что продержусь. Роту мы прикрыли... Взвод был представлен к награде.
А последняя наша встреча с Игорем произошла ночью с 12 на 13 января – на поминках капитана Юрия Моисеева. Девять дней прошло, как погиб наш товарищ.
Потом был бой. Комбат капитан Александр Новкин сообщил, что выделяется бронегруппа для прикрытия десантников, которые будут штурмовать здание Совмина. В эту бронегруппу вошли капитан Игорь Суббота, Павел Немцов и я.
Часа в четыре утра начался штурм. Два этажа здания взяли быстро, а вот на третьем завязалась перестрелка. Мы контролировали движение, простреливая мост, который связывал здание с городом. По этому мосту перебрасывали чеченцам оружие, боеприпасы. Первым загорелся танк Павла Немцова. Потом были попадания в машины Игоря Субботы и в мою. К нам на помощь пришли два танка. Последним с этого места уходил я. Требовалась дозагрузка снаряда ми. Нужно было и подкрепление. С места дислокации Павел Немцов перелез в машину Игоря Ахпашева – показать, куда вести танки. Там Игорь успел сделать только один выстрел.
Те, кто был в этом бою, рассказывают, что было прямое попадание мины от миномета. Люк был открыт. И два взрыва слились в один. Тело Павла Немцова выбросило на башню. От механика осталась одна нога. Мы думаем, что Игорь сгорел. В пятницу, 13 января. В страшный и для нас день.
Через некоторое время был ранен и Александр Гаврилюк. От плена его спасли ребята из экипажа – наводчик Андрей Ильященко, механик-водитель Виталий Самарин. В госпитале Александр узнал о гибели Игоря. Из 31 машины батальона осталось всего четыре.
Но тело Игоря не найдено. И никто не может взять на себя ответственность утверждать, что Ахпашева нет в живых. Есть надежда, вера родных, знакомых, близких, друзей и тех, кто знает Игоря лишь по воспоминаниям и рассказам других.
Игорь Ахпашев был первым из наших земляков, кто не вернулся из чеченской войны.
Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 1995 года старшему лейтенанту Игорю Николаевичу Ахпашеву за проявленную стойкость и мужество в бою присвоено звание Героя России с награждением медали «Золотая Звезда». Посмертно...
(Ответить) (Thread)
From: vladsmall
2017-07-26 08:55 pm
Погибший Павел Немцов, также как и Игорь Ахпашев, был удостоен звания "Героя России" посмертно
(Ответить) (Thread)