Его рука (botter) wrote,
Его рука
botter

Categories:
  • Music:

Чеченская трагедия

7. Правомерность применения силы

Итак, в 1991 году власть на части территории Российской Федерации, а именно в Чечне, была захвачена группой сепаратистов, располагающей современным тяжелым вооружением и военной техникой. Группой, которая нарушала элементарные права населения, сознательно добивалась дестабилизации обстановки на Кавказе и в других регионах России.
Казалось бы, ситуация критическая. Но имело ли государство право даже в этих условиях использовать для нормализации положения в Чечне вооруженные силы?
Это один из самых сложных вопросов. Как ясно из предыдущей главы, политические средства решения чеченского конфликта оказались исчерпанными по вине Дудаева и его приближенных. Причем следует учесть, что это не этнический конфликт между чеченцами и русскими и не религиозный конфликт между мусульманами и христианами. Это конфликт федеральной власти с агрессивным криминальным режимом, поднявшим сепаратистский мятеж.
Многие государства мира сталкивались и сталкиваются с необходимостью бороться с сепаратизмом силовыми методами. Один из характерных примеров — Индия, крупнейшая страна Азии с демократической системой правления, которая была вынуждена неоднократно использовать армию для подавления сикхских и иных вооруженных сепаратистов.
Если говорить об исламском мире, то имеет смысл вспомнить, что за последние полвека ни одно исламское государство не допустило отделения своей составной части или какого-либо национально-религиозного меньшинства. Исключение составляет лишь выделение Бангладеш из тогдашнего Пакистана, но и то это было частично связано с его географической изоляцией тысячами километров индийской территории. Ряд государств Ближнего и Среднего Востока, включая состоящую в НАТО Турцию, до сих пор отвечают силой на попытки [73] курдов — древнего 30-миллионного народа с богатой своеобразной культурой — создать собственное государство или хотя бы добиться национально-территориальной автономии.
Да, после первой мировой войны раскололись две насильственно сколоченные многонациональные империи — Австрийская и Османская. Да, в последние годы рассыпался Советский Союз. Но за последние два века ни одно европейское государство к западу от Рейна не отпустило "на волю" ни одной национальной общины. Ни баски во Франции и Испании, ни миллионы каталонцев, ни кельты Уэльса, ни ирландцы Ольстера, ни шотландцы, веками жившие в своем собственном государстве, ни корсиканцы, не являющиеся французами ни по языку, ни по происхождению, — никто из них не добился возможности создать за счет сепаратизма отдельные государства.
Немало стран Западной Европы использовали вооруженную силу против вооруженных же сепаратистов. Испания — в отношении экстремистов-басков. Франция — против корсиканских террористов. Италия — против экстремистов из Южного Тироля. Великобритания — в Ольстере. Этот перечень можно было бы продолжить.
Добавим, что один из самых демократических президентов в истории США Авраам Линкольн был вынужден вести против группы отделившихся штатов Юга длительную, кровопролитную войну.
Известно, что некоторые зарубежные и российские политики высказывались за добровольный уход России из Чечни подобно тому, как Франция де Голля ушла из Алжира. Однако случай с Чечней и алжирская ситуация вряд ли сопоставимы. Алжир со своим 25-миллионным населением и территорией, в четыре раза превышающей площадь Франции, отделен от нее Средиземным морем. К тому же он является органичной частью Арабского Магриба. Еще до образования Французского королевства и вплоть до XIX века на территории Алжира существовали мощные и культурно развитые арабо-мусуль-манские государства. Европейцы, селившиеся в стране с середины прошлого века, и коренные жители Алжира [74] отнюдь не были так тесно связаны друг с другом в период колониальной оккупации, как русские и чеченцы. Глубинная и массовая национально-освободительная борьба алжирцев, продолжавшаяся по меньшей мере 8 лет, не имеет ничего общего с верхушечным мятежом генерала Дудаева.
Ещё более некорректно сравнивать ввод советских войск в суверенный Афганистан в 1979 году с операциями российской армии в Чечне, то есть на территории России.
Как считает российский министр юстиции Валентин Ковалев, линия противостояния отнюдь не проходит между Россией и Чечней, между чеченцами и русскими. Она располагается в совершенно иной плоскости: между теми, кто сделал беззаконие способом своего существования, и теми, кто восстанавливает законность на территории Чеченской Республики.
Легальных оснований, чтобы привлечь к решению чеченского конфликта армию и силы МВД, было более чем достаточно. Просмотрим их список глазами юриста.
Прежде всего это — Конституция РФ. В соответствии с ней Президент России, будучи гарантом прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета, независимости и государственной целостности страны (ст. 80).
Далее. Согласно ч. 1 ст. 67 Основного закона территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов. А в соответствии со ст. 65 Чеченская Республика является субъектом Российской Федерации и находится в ее составе. Поэтому действие Конституции России, ее суверенитет, а также права и свободы человека и гражданина в полной мере распространяются на территорию Чеченской Республики. Причем вряд ли стоит напоминать, что непризнание Конституции Российской Федерации и федеральных законов — грубое нарушение прав граждан, суверенитета и целостности России.
Более того, создание на территории Чечни вооруженных формирований — это также нарушение ст. 71 той же Конституции и федеральных законов, которые относят [75] вопросы обороны и безопасности, порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники к исключительному ведению Российской Федерации. Одновременно это также угроза территориальной целостности и суверенитету Российской Федерации.
Мы уже знаем, что неоднократные обращения к руководству Чечни Президента России, правительства, российского парламента с предложением нормализовать обстановку в республике, пресечь деятельность незаконных вооруженных формирований, согласиться на проведение переговоров никаких положительных результатов не дали. Взрывоопасная обстановка, сложившаяся в Чечне к началу декабря минувшего года, неумолимо требовала принятия экстренных мер. Что и было сделано федеральными органами государственной власти.
Президент России издал указ с поручением правительству использовать все имеющиеся в распоряжении государства средства для обеспечения законности, прав и свобод граждан, охраны общественного порядка, борьбы с преступностью, разоружения всех незаконных вооруженных формирований. Во исполнение этого указа Правительство Российской Федерации приняло соответствующее постановление. В случае невозможности изъятия оружия и техники Министерству обороны было поручено произвести уничтожение авиационной, бронетанковой техники, артиллерии и тяжелого вооружения.
Рассмотрим еще несколько чисто юридических ссы-ок. Без них нельзя обойтись в анализе столь серьезного опроса.
Правовую основу использования вооруженных сил на территориях Чеченской Республики и прилегающего Северокавказского региона составляют также федеральные законы и другие нормативные правовые акты. Так, в соответствии со ст. 1 закона Российской Федерации «Об обороне" под обороной понимается система мер по обеспечению готовности государства к защите населения, территорий и суверенитета.
Закон Российской Федерации "О безопасности" (статья 12) возлагает на президента обязанность координировать деятельность вооруженных сил, федеральных [76] органов безопасности и внутренних дел при обеспечении безопасности страны. Статья 10 закона Российской Федерации "О внутренних войсках МВД" предоставляет главе государства право принимать решения о привлечении внутренних войск для оказания содействия органам Министерства внутренних дел.
Возможность участия вооруженных сил в ликвидации внутренних источников военных угроз предусматривается и основными положениями действующей военной доктрины России. Источниками таких угроз являются: противоправная деятельность националистических, сепаратистских и других организаций, направленная на дестабилизацию внутренней обстановки в Российской Федерации. Нарушения ее территориальной целостности, осуществляемые с использованием вооруженного насилия. Создание незаконных вооруженных формирований. Незаконное распространение на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других средств осуществления диверсионных и террористических актов. А также противоправный оборот наркотиков. Большинство из перечисленных источников военных угроз существовало в Чеченской Республике или исходило с ее территории.
Вынужденные силовые действия федеральных властей в Чечне нашли понимание у значительной части международного сообщества. Особенно у той, что исходит из приоритетности принципов территориальной целостности и нерушимости границ, а также ограничительного толкования принципа самоопределения применительно к таким государствам, которые не только следуют международным стандартам, но и, как Россия на протяжении последних четырех лет, намного превышают их с риском для своей целостности.
При этом Российское государство следует таким общим принципам права, признаваемым всеми демократическими системами мира и создающим фундамент ОБСЕ, как:
— обязанность использования всех правовых процедур воздействия на оппозицию, включая уголовное преследование по факту мятежной деятельности против влас-[77]тей государства, особенно если такая деятельность носит насильственный характер;
— исчерпание политических возможностей поиска согласия с оппозицией в отношении мирного решения конфликта;
— соразмерность санкций с ущербом, причиняемым оппозиционной деятельностью, и обращение к физическому принуждению лишь как к последнему средству подавления насилия мятежников.
Итак, соразмерен или нет объем вооруженных санкций, использованных федеральной властью в Чечне, масштабам и формам вооруженного мятежа? Это выяснит специальная государственная комиссия. В любом случае, введение в Чечню федеральных войск осуществлялось, как мы видим, в полном соответствии с нормами международного права, а также с Кодексом поведения государств — членов ОБСЕ в военной области.
В этом кодексе, в частности, говорится, что государства ОБСЕ не будут допускать существования сил, не подотчетных конституционно учрежденным органам власти или не контролируемых ими. И в случае, если правоохранительные органы не могут справиться с ними, государства, входящие в ОБСЕ, вправе использовать вооруженные силы.
Не стоит забывать, что основной принцип ОБСЕ со времен исторического совещания в Хельсинки — это неприемлемость изменения границ с помощью силы. Естественно, нынешние границы Российской Федерации являются международно признанными. А все члены нынешней ОБСЕ достигли согласия в том, что международно признанные границы можно изменять лишь с согласия всех заинтересованных сторон.
Добавим, что Россия строго придерживается также принципов, воплощенных в основополагающих документах ООН, в Женевских конвенциях 1949 года о защите жертв войны, в хельсинкском Заключительном акте и в упомянутом выше Кодексе поведения стран — участниц ОБСЕ в военной области.
Следует учесть, что режим Дудаева никогда не признавался Российской Федерацией. Не признавался он и [78] международным сообществом. Ни одно государство мира не признало независимость Чечни по той простой причине, что дудаевский режим был со всей очевидностью противозаконным и антиконституционным.
В большинстве стран мира также отдают себе отчет, что чеченский кризис — это внутренняя проблема России. Она не требует международного вмешательства без согласия или просьбы Москвы. Поэтому власти России рассматривают как неправомочные попытки некоторых зарубежных официальных структур, скажем, Европейского парламента или парламента Эстонии, исказить суть конфликта в Чечне и выступить с предложениями, являющимися по существу вмешательством в чужие внутренние дела.
Вместе с тем Кремль подтверждает свою приверженность скорейшему урегулированию ситуации в Чеченской Республике. С международных трибун он выражает свою готовность развивать конструктивное сотрудничество со всеми членами мирового сообщества. [79]
Tags: Чеченская трагедия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments