Его рука (botter) wrote,
Его рука
botter

Categories:
  • Music:

Чеченская трагедия

Чеченская трагедия. Кто виноват. М., 1995.

Когда-нибудь наши дети, внуки могут спросить нас: что же на самом деле произошло там, в Чечне, на рубеже 1994 — 1995 годов?
Да, мы хорошо знаем: там были бои, кровь и слезы. Мы знаем, что эта трагедия навеки войдет в историю России Но не сшиты ли наши знания только из лоскутков телепередач? Или из тенденциозных мнений людей, которые хотели бы извлечь из нашего общего горя свою выгоду?
В любом случае стоит прочесть эту книгу. Многие важнейшие факты и оценки, неизвестные ранее документы и детали приведены здесь впервые Как, например, точный хронологический план военной операции в Чечне, добытый авторами из сейфов Министерства обороны. Или сведения о том, за что сидела в тюрьме личная переводчица Дудаева. Или просто надпись на стене президентского дворца в Грозном: "Не покупайте дом у тети Магии, все дома и так будут наши".
Все это спрессовано здесь, на 112 страницах Их надо прочесть. Тогда мы сможем рассказать идущему нам на смену поколению пусть горькую, сложную, но беспристрастную правду.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Вместо предисловия [3]
1. Что значит Россия для Чечни и Чечня – для России [5]
2. Как Дудаев смог захватить власть [14]
3. Раковая опухоль преступности [29]
4. Дудаевский режим и права человека [38]
5. Очаг терроризма и дестабилизации [55]
6. Кто сорвал усилия по мирному урегулированию [64]
7. Правомерность применения силы [73]
8. Военная операция: цели, ход, итоги [80]
9. Потоп жестокости [94]
10. Возвращение к нормальной жизни [100]

10. Возвращение к нормальной жизни

Военная операция в Чечне предпринималась не только для разгрома незаконных вооруженных формирований. Ее вторая, не менее важная цель: восстановить на территории республики законность и конституционный порядок.
Об этом президент Борис Ельцин заявил в своем обращении к жителям Чеченской Республики 21 декабря 1994 года. В документе, в частности, говорилось: "Как Президент Российской Федерации гарантирую:
— все права и свободы, провозглашенные Конституцией Российской Федерации, будут полностью восстановлены на территории Чеченской Республики;
— народу Чеченской Республики будет предоставлена возможность самому распоряжаться своей судьбой;
— будут предприняты все меры для того, чтобы как можно скорее начали функционировать местные органы власти на территории Республики;
— Чеченская Республика вновь станет полноправным субъектом Российской Федерации".
Там же Ельцин категорически опроверг спекулятивные заявления дудаевского режима, будто чеченцев ожидает насильственное и массовое выселение в другие районы России. "Никогда и ни при каких обстоятельствах депортация чеченского народа не повторится", — твердо обещал президент.
В середине января при председателе российского правительства был создан Общественный совет по содействию урегулированию ситуации в Чечне. В него вошли известные ученые, политики, деятели культуры, обладающие авторитетом у чеченской общественности.
В своем телевизионном обращении к гражданам России 16 января 1995 года премьер-министр Виктор Черномырдин заявил о намерении федерального руководства — конечно, на основе широких консультаций с чеченскими представителями — сформировать дееспособную и ответственную власть в Чеченской Республике. Она [100] действовала бы в переходный период до проведения демократических выборов. "В конечном счете, — сказал, в частности, Черномырдин, — только сам народ Чеченской Республики может решить этот вопрос".
Важным шагом к ликвидации последствий кризиса в Чечне стал указ президента Бориса Ельцина, изданный 27 января 1995 года, "Об обеспечении условий для воссоздания конституционных органов власти в Чеченской Республике". Президент постановил:
"1. Согласиться с предложениями представителей районов, городов, старейшин, духовенства, общественно-политических организаций Чеченской Республики и поддержать создание Комитета национального согласия Чеченской Республики в качестве органа, обеспечивающего поиски путей к общенациональному согласию и примирению, а также содействие созданию конституционных органов власти в Чеченской Республике.
2. Предложить Совету Федерации и Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и поручить Администрации Президента Российской Федерации оказать необходимую помощь Комитету национального согласия Чеченской Республики в координации его деятельности с федеральными органами власти.
3. Территориальному управлению федеральных органов исполнительной власти в Чеченской Республике обеспечить взаимодействие с Комитетом национального согласия Чеченской Республики в поисках путей к урегулированию кризиса в Чеченской Республике".
Здесь имеется в виду территориальное управление, созданное президентским указом 17 декабря 1994 года и занимающееся восстановлением федеральных органов исполнительной власти в Чечне. Его возглавляет Николай Семенов, администратор-практик, пользующийся уважением среди жителей Чечни со времен своей прежней работы в Грозном.
Уже в январе 1995 года активные переговоры федеральных властей с чеченскими представителями всех уровней дали положительные результаты. По заявлению [101] председателя Временного совета Умара Автурханова, с начала 1995 года формирование местных органов власти пошло достаточно быстрыми темпами. Начали работу префектуры в Наурском, Грозненском, Итумкалинском, Шатоевском, Ножай-Юртовском, Надтеречном и Староп-ромысловском районах. Более чем в ста крупных селах были назначены главы администраций. Разумеется, это происходило с обязательным учетом мнения местных жителей. На своих сходах или через советы старейшин они рекомендовали республиканскому правительству кандидатуры для таких назначений.
Одновременно с восстановлением законных органов местной власти в январе начался процесс воссоздания судебной системы и других правоохранительных структур, разваленных при Дудаеве.
Для этого в Чечню командировали постоянного представителя Министерства юстиции России в ранге заместителя министра. Главный принцип его работы: в этих структурах должны служить уважаемые и авторитетные в республике люди. Не может быть и речи о каких-то "ставленниках Москвы".
В январе 1995 года начало оживать Министерство внутренних дел Чеченской Республики. Приступили к наведению порядка несколько районных отделов внутренних дел. Местные сотрудники милиции, непричастные к преступлениям дудаевского режима, прошли аттестацию и вернулись на прежние должности.
Развитие ситуации в Чечне пока не позволяет с какой-либо долей определенности говорить о сроках проведения здесь свободных демократических выборов в высшие органы власти.
Совершенно очевидно, что процесс становления законной власти будет зависеть в первую очередь от того, насколько быстро федеральные войска и подразделения Министерства внутренних дел сумеют окончательно подавить сопротивление незаконных вооруженных формирований.
Теперь о возрождении экономики Чечни.
По оценке российского премьера Виктора Черномырдина, на восстановление народного хозяйства здесь пот-[102]ребуется до 5 триллионов рублей. 458 миллиардов из них уже были выделены в I квартале 1995 года, а всего в этом году на эти цели будет направлено 2,8 триллиона рублей.
В середине января 1995 года Правительством и Президентом России был подготовлен ряд постановлений по оживлению промышленных объектов в Чечне, прежде всего нефтяных промыслов, сельского хозяйства и машиностроения.
Выше уже упоминалось, что дудаевский режим привел экономику республики к полному краху. Но нефтяной комплекс Чечни, к счастью, мало пострадал в ходе военных действий. Тем не менее на восстановление 420 скважин и других объектов потребуется около 110 миллиардов рублей, а систем транспортировки нефти и газа — примерно 221 миллиард рублей. Весь процесс возрождения нефтяной промышленности с доведением переработки нефти до прежнего уровня займет, видимо, 5-10 лет. На протяжении этого периода планируется поставлять в Чечню российскую нефть в объеме 6-7 миллионов тонн в год. К таким выводам пришли специалисты межведомственной рабочей группы, приступившей к выполнению решения российского правительства "О неотложных мерах по восстановлению и развитию экономики и социальной сферы Чеченской Республики".
Эксперты Министерства топлива и энергетики считают: уже в этом году объем добычи нефти в Чеченской Республике может выйти на уровень 1993 - 1994 годов и составить более 1 миллиона тонн — при условии начала добычи в мае 1995 года. В феврале этого же года началось формирование территориальных органов управления энергетическим и нефтяным комплексом Чечни. Работа эта нелегкая, поскольку почти все высококвалифицированные нефтепереработчики и энергетики покинули Чечню с началом военных действий. В республике, где когда-то было 2,5 тысячи таких специалистов, их осталось всего 300. Ощущается также острая нехватка персонала среднего уровня.
Но нефтью жажду не утолишь. В феврале 1995 года [103] российский Комитет по геологии и использованию недр приступил к решению одной из острейших проблем — как обеспечить Грозный питьевой водой. Дело в том, что в ходе боевых действий система водоснабжения была разрушена, многие объекты заминированы, и на их восстановление требуется много времени. Поэтому уже сейчас принимаются все меры, чтобы население получило качественную, питьевую воду.
Нельзя было также допустить, чтобы военные действия сорвали весенний сев. Этим занялось Министерство сельского хозяйства России. На покупку для чеченцев семян, удобрений, приобретение запасных частей и ремонт техники потребовалось свыше 300 миллиардов рублей. Москва выделила также значительные средства, чтобы восстановить разного рода сельскохозяйственные постройки, в первую очередь животноводческие фермы. Российское правительство решило возвести пять тысяч домов усадебного типа для крестьян и тех жителей Грозного, кто бежал от боев в сельскую местность к родственникам или знакомым и решил там остаться.
Еще одна важнейшая задача, которая заботит российские власти, — это немедленное восстановление проходящих по территории Чечни железных дорог. Их сеть была полностью парализована при режиме Дудаева из-за постоянных нападений на поезда и похищения оборудования.
Уже к началу марта 1995 года силами железнодорожных войск России удалось восстановить 70 процентов путей различного назначения, проверить на минирование 160 километров железных дорог и 400 километров подъездных путей, а также 205 единиц подвижного состава. Отметим, что эта работа шла в условиях постоянных диверсий и обстрелов со стороны боевиков. По словам заместителя министра путей сообщения России Александра Кондратенко, на полное восстановление разрушенной железнодорожной системы Чечни потребуется не меньше 212 миллиардов рублей.
Первые результаты этих усилий налицо: 7 апреля по восстановленному пути пошел первый товарный поезд.
Активную работу развернуло в Чечне другое российс-[104]кое министерство — транспорта. Был создан оперативный штаб, главная задача которого — восстановить объекты транспортно-дорожного комплекса Чечни. Уже намечены первоочередные меры по ремонту и реконструкции грозненского аэропорта. Практически заново будут уложены взлетные полосы, обустроено здание аэровокзала и инженерные сооружения. На эти цели выделено более 115 миллиардов рублей. В 1995 году планируется поставить в Чеченскую Республику 176 автобусов и свыше 100 тяжелых грузовиков. Министерством уже закуплено для Чечни 66 единиц различных транспортных средств на общую сумму 5,6 миллиарда рублей. Для нормальной работы грозненского электротранспорта в город направляется 20 трамваев и 15 троллейбусов.
По мере оценки Москвой того, что нужно сделать в Чечне хотя бы в первую очередь, общая сумма расходов стремительно обрастает нулями. В сотни миллиардов рублей обойдется, скажем, восстановление линий электропередачи. Три из четырех имевшихся в республике электростанций были остановлены еще до начала боевых действий. Причина: их технический персонал — в основном русские — был вынужден уехать из Чечни из-за притеснений и террора. В республике не действовали три магистральные транзитные линии электропередачи и 29 местных линий общей протяженностью в несколько сот километров.
Сегодня электроэнергия возвращается в дома и на заводы. Российские энергетики приступили к выполнению комплексного плана восстановительных работ.
Война, спровоцированная Дудаевым, оставила Чечню израненной и больной. Выполняя решения Кремля, Министерство по чрезвычайным ситуациям направило в Чеченскую Республику многие тысячи тонн продовольствия и медикаментов. Гуманитарная помощь раздается населению в специально созданных для этого пунктах. Восстанавливаются разрушенные хлебозаводы.
Вряд ли меньших расходов и усилий потребует и реанимация системы здравоохранения. В ходе боев многие больницы на территории республики были полностью [105] или частично разрушены. Чтобы не оставить людей без медицинской помощи, прибыли бригады российских медиков-добровольцев, развернуты два модульных госпиталя. Они же помогают чеченским коллегам наладить нормальную работу поликлиник и больниц.
Как над всяким полем боя, над Чечней витают призраки эпидемий. Поэтому крайне своевременен приезд сюда эпидемиологов Ставропольского научно-исследовательского противочумного института. Перед ними поставлена задача: воссоздать санитарно-эпидемиологическую службу, проконтролировать эпидемиологическую обстановку. Сотрудниками института взяты под наблюдение все водоемы, водопроводные и канализационные коммуникации в Грозном и его окрестностях. Круглосуточно берутся пробы на анализ, благодаря чему пока удается избежать появления очагов опасных инфекционных заболеваний. Другая группа специалистов того же института наладила санитарно-эпидемиологический контроль в районах массового скопления беженцев в соседней Ингушетии.
Если в дни боев население Чечни одолевал вопрос, как бы выжить, то с наступлением более мирных времен их заботит, где жить. В Грозном разрушено более пятидесяти процентов жилых и административных зданий, а также объектов социального назначения. Министерством строительства России уже определен список, что восстанавливать в первую очередь: водопровод и канализационные сооружения, систему газоснабжения, станцию "Скорой помощи". Специалисты обследовали жилой фонд, чтобы выяснить, как в кратчайшие сроки сделать пригодными для жилья уцелевшие здания. Для проведения этих работ в Грозный направлены российские строители.
Понятно, что одно из главных условий быстрого восстановления законной власти в Чеченской Республике и возрождения ее экономики — готовность местного населения принять в этом активное участие. Многое зависит и от гибкости федеральных властей в том, что касается формирования в республике местных органов власти. Совершенно очевидно, что в них должны войти [106] наиболее авторитетные и уважаемые люди, пользующиеся безусловным доверием населения. Только в этом случае новые власти смогут эффективно работать.
В середине марта 1995 года премьер-министр России Виктор Черномырдин утвердил перспективный план мероприятий по урегулированию кризиса в Чечне. Этот план включает в себя меры по мирному политическому урегулированию кризиса, по стабилизации социально-экономической ситуации в Чечне, а также по информационному обеспечению деятельности федеральных властей.
На взгляд Виктора Черномырдина, общая концепция возможных этапов мирного урегулирования уже сложилась. Прежде всего это переговоры о создании зон взаимного неприменения силы. В них незамедлительно прекращается ведение боевых действий, должны происходить разъединение противоборствующих сторон и процесс сдачи тяжелого вооружения. Одновременно ведется организация его складирования и хранения под контролем групп посредников и под гарантии старейшин.
В ряде районов Чечни переговоры о создании таких зон уже ведутся. Используя этот опыт, сейчас крайне важно совместными усилиями выработать их общий статус. Помимо военных вопросов здесь должны быть найдены механизмы решения гуманитарных и управленческих проблем. Это доставка гуманитарных грузов и помощи, проведение восстановительных работ, обеспечение гарантий, гражданских прав и свобод населения, налаживание деятельности органов местного самоуправления.
Главное, считает Виктор Черномырдин, — это добиться понимания, что именно там, где есть взаимная добрая воля и ответственность сторон, как раз и налаживается нормальная мирная жизнь.
Что же касается переговоров о прекращении огня, установлении локальных перемирий, то предложения Москвы на этот счет известны. Все они остаются в силе, как и гарантии амнистии для лиц, сложивших оружие.
Премьер России особо подчеркивает: все переговоры такого рода необходимо рассматривать в контексте со-[107]ответствующих соглашений о создании зон взаимного неприменения сил.
С другой стороны, очевидно, что формирование в полном объеме таких зон является обязательным условием для последующей поэтапной демилитаризации территории.
Второй этап мирного урегулирования Виктору Черномырдину видится в налаживании внутричеченского диалога. Его тема: формирование дееспособной и ответственной власти в Чеченской Республике на переходный период до проведения демократических выборов.
Именно в этом деле может сыграть полезную роль институт посредников. Крайне важно определить при активной помощи посредников ответственные стороны в самой Чечне, способные, во-первых, обеспечить управление на территории республики, во-вторых, подготовить и провести демократические выборы.
По мнению премьер-министра России, эти выборы составили бы третий, заключительный этап мирного урегулирования.
Через выборы законодательного органа Чеченской Республики сложится субъект политического внутрирос-сийского диалога, который будет представлять мнение и волю всего чеченского народа. Именно тогда на законной основе можно будет обсуждать вопросы разграничения полномочий федеральных и республиканских властей и многое другое. Решающее значение будут иметь формирование органов местного самоуправления, выборы депутатов Федерального собрания от Чечни.
Наряду с перечисленными задачами план правительства предусматривает неотложные меры социальной помощи населению, профилактику эпидемий, восстановление строительных организаций и предприятий, а также объектов жизнеобеспечения. То есть то, о чем говорилось выше.
Этот план встретил одобрение как российской общественности, так и многих жителей Чечни. В заявлении Общественного совета при главе российского правительства отмечалось: "Мы поддерживаем усилия Президента и Правительства Российской Федерации найти мирный [108] путь решения чеченской проблемы. Нам очевидно главное — искреннее стремление федеральной власти к миру, наличие у нее самой воли и желания прекратить бессмысленную братоубийственную войну, в которую по вине криминальных структур, амбициозного дудаевского режима вовлечены ни в чем не повинные люди".
План уже энергично выполняется. В том числе в наиболее сложной, требующей ювелирной точности политической области.
Уже к концу марта 1995 года на значительной части чеченской территории действовали образованные Временным советом ЧР органы местного самоуправления, правоохранительные органы и Правительство национального возрождения.
Большая роль в усилиях по возвращению республики к мирной, нормальной жизни принадлежит государственной комиссии по восстановлению экономики и социальной сферы Чечни во главе с первым вице-премьером Олегом Сосковцом.
По решению Временного совета был создан Комитет национального согласия Чеченской Республики в составе 45 человек во главе с Умаром Автурхановым. Ему переданы функции Временного совета, который признал Комитет национального согласия в качестве временного высшего представительного (законодательного) органа государственной власти. В состав Комитета национального согласия вошли члены Временного совета, ряд видных депутатов бывшего Верховного Совета Чечено-Ингушской Республики, избранных на территории нынешней Чеченской Республики (среди них его бывший председатель Доку Завгаев), другие авторитетные деятели Чечни.
23 марта 1995 года президент Борис Ельцин поддержал это решение своим указом. Основные задачи Комитета национального согласия, говорится в документе, — это поиск путей достижения примирения, разработка проекта Конституции Чеченской Республики и подготовка нормативных актов о проведении там свободных выборов. Центральной избирательной комиссии России поручено оказать помощь Комитету наци-[109]онального согласия в организации и проведении выборов в чеченские органы местного самоуправления и государственной власти.
Одновременно продолжаются поиски путей нормализации обстановки в Чечне и вокруг нее на неофициальном уровне. Весьма важным шагом в этом направлении стала состоявшаяся в конце марта 1995 года в Пятигорске конференция по достижению национального согласия и примирения в Чеченской Республике. Идею подобного форума одобрил президент Ельцин. Крайне важно, что в работе конференции участвовали представители практически всех чеченских тейпов, старейшины, видные религиозные авторитеты независимо от того, чью сторону в противостоянии они занимали. Была принята Хартия национального согласия в Чечне, основные положения которой зафиксировали радикальный перелом настроений в чеченском обществе. Эти тенденции усилились после проведения 21 апреля 1995 года в Грозном конференции национальных авторитетов, представителей тейпов и религиозных конфессий. Большинство чеченцев осознает необходимость немедленного окончания войны и возвращения республики в лоно Российской Федерации.
12 апреля 1995 года Государственная дума приняла федеральный закон "О временных мерах по политическому урегулированию кризиса в Чеченской Республике".
Этим законом фактически одобрен и утвержден план поэтапного мирного урегулиррвания кризиса.
В частности:
— статьи 4, 5 федерального закона предусматривают на основании ст. 85 Конституции РФ создать из числа представителей законодательной и исполнительной власти Российской Федерации Комиссию при Президенте РФ по урегулированию кризиса в Чеченской Республике.
Комиссию должен возглавить Председатель Правительства России Виктор Черномырдин, что является закономерным, поскольку именно он на практике руководит работой по обеспечению процесса мирного поли-[110]тического урегулирования и восстановлению социально-экономической сферы Чеченской Республики;
— статьи 7, 8 федерального закона предусматривают образование органов представительной и исполнительной власти Чеченской Республики на переходный период.
Эти органы — Комитет национального согласия и Правительство национального возрождения Чеченской Республики. Их образование одобрено указами Президента Российской Федерации.
По мере развития ситуации в Чечне возможно расширение социальной базы и персонального состава этих органов, но не их слом.

* * *

Месяцы боев не остановили восходы и заходы солнца над Чечней. Жизнь продолжается. Каждый кирпич, уложенный в стену когда-то разрушенного дома, каждое поле, засеянное на месте бомбовых воронок, приближает спокойствие и достаток для людей всех национальностей, кто живет в этом прекрасном уголке России.
Хотя путь к восстановлению мира в Чечне долог и тернист, верится, что он будет пройден. Но даже в конце этого пути мы вряд ли имеем право забыть, кто был повинен в трагедии, случившейся в горном кавказском крае на рубеже 1994 - 1995 годов. Ни время, ни новые заботы не должны снять тяжкой ответственности с Дудаева и его банды, чья жажда власти и корысть принесли в жертву собственный народ.
Забыть это — значит пренебречь трагическим уроком истории.[111]

скачать всю книгу с иллюстрациями
Tags: Чеченская трагедия, скачать
Subscribe

  • Колонна 81 мсп

    Из описания боя: "Сводный отряд 81-го мсп, сформированный из подразделений, оставшихся за пределами "вокзального" кольца, сумел закрепиться на…

  • [2008-07-08] Действия 74 гв. омсбр

    Выношу тему о 74 гв. омсбр из комментариев. Капитан из 2 мсб 74 гв. омсбр Вячеслав Николаевич Лазарев: "Новый год. Накрыли столы, ёлки с собой…

  • Наконец-то побритый генерал

    Ознакомился с третьей частью трилогии Трошева (Трошев Г. Чеченский излом. M., 2008.). Прощу прощения у моих френдов, за скромность в речевых…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment