?

Log in

No account? Create an account
Только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым (Пс 90,8) [entries|archive|friends|userinfo]
Его рука

[ website | 34-я мотострелковая дивизия ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

[2011-11-29] Техническое замыкание [янв. 12, 2012|06:46 pm]
Его рука
[Tags|, ]
[Слушаю |Benedictine Monks of St. Michael's - 02 Salve Sanctus Parens]

БратишкаДорогие друзья, у Павла Милюкова вышла статья "Техническое замыкание" в журнале "Братишка"! Многие, наверное, помнят позывной "104-й", о котором не знал даже сам Командующий группировкой "Север". Всё удалось выяснить, тем самым дополнив фрагмент книги.

Техническое замыкание

Существует немало статей и рассказов, прославляющих ратный труд мотострелков, десантников, танкистов, летчиков, моряков и представителей других родов войск, непосредственно сталкивающихся с противником на полях сражений. Однако те, кто призван обеспечить техническую поддержку ударным группировкам, незаслуженно забыты в литературе. Данной публикацией хотелось бы отчасти восполнить этот пробел.


Статья основана на воспоминаниях двух офицеров ремонтных батальонов 5157-й корпусной ремонтно-восстановительной базы г. Славянска-на-Кубани (Далее 5157-я КРВБ. - Прим. авт.) капитана Владимира Червинского и капитана Виталия Карабута, непосредственных участников боевых действий в Чеченской Республике. В качестве дополнения использованы некоторые другие источники.



Часть 1. До Грозного



В конце ноября 1994 г. ситуация в Чеченской Республике обострилась до предела. После неудачного штурма Грозного силами чеченской оппозиции 26 ноября, политическое руководство России приняло решение использовать вооруженные силы для наведения конституционного порядка в мятежной республике. Согласно директиве министра обороны № 312/1/00148Ш от 30 ноября 1994 года планирование и проведение операции на территории Чеченской Республики были возложены на управление северо-кавказского военного округа (СКВО)1. Для операции были созданы три группировки войск, одной из которых являлась группировка "Север". Техническое обеспечение боевых подразделений группировки "Север" и было возложено на части 5157-й КРВБ.


2 декабря 1994 г. подразделения 5157-й КРВБ, входившей в состав 67-го АК, приступили к погрузке личного состава и военной техники для отправки железнодорожным транспортом в город Моздок. На станцию разгрузки эшелон прибыл в ночь с 3 на 4 декабря.


Вспоминает капитан Виталий Карабут, командир эвакуационной роты 976-го отдельного эвакуационного батальона (Далее 976-й ОЭБ. - Прим. авт.):
- Из состава 5157-й ремонтно-восстановительной базы была сформирована группа, включавшая: одну роту по ремонту бронетанковой техники с взводом спецработ (ВСР), одну роту по ремонту автомобильной техники с эвакуационным взводом, и эвакуационный батальон. База после выгрузки передислоцировалась в район аэродрома и развернула СППМ (сборный пункт повреждённых машин) для ремонта и подготовки техники, прибывающей в Моздок, перед отправкой её в район боевых действий. Силами базы выполнялось также сопровождение войсковых колон (техническое замыкание).


10 декабря была получена задача сформировать ремонтно-эвакуационную группу в составе трех офицеров, прапорщика и десяти солдат. Технический парк группы состоял из двух гусеничных тягачей (БТС-4), двух колесных тягачей на базе "Урал-4320" (КТ-Л), и одной танко-ремонтной "летучки" ТРМ-80 на базе "ЗиЛ-131". Группа комплектовалась личным составом и техникой 202-го отдельного ремонтно-восстановительного батальона бронетанковой техники (ОРВБ БТ), 700-го ремонтно-восстановительного батальона автомобильной техники (РВБ АТ) и 976-го отдельного эвакуационного батальона (ОЭБ). До 12 декабря группой командовал полковник Таций. С 13 декабря его сменил капитан Червинский. Непосредственным начальником группы был заместитель командира 67-го армейского корпуса по вооружению полковник Опенышев. Главные силы 5157-й КРВБ остались в Моздоке и занимались ремонтом и восстановлением техники, а ремонтно-эвакуационная группа была придана 131-й ОМСБр.


11 декабря начался общий ввод войск в Чеченскую Республику.


Вспоминает капитан Виталий Карабут, командир эвакуационной роты 976-го ОЭБ:
- Ремонтно-эвакуационная группа выдвинулась 11 декабря 1994 г в 11.00, пропустив вперёд 131-ю бригаду и два полка МВД. Во время выдвижения были эвакуированы один "КамАЗ", один БТР-80 милиционеров и одно САУ 2С3 131-й бригады. Вместе с нами в колонне двигались БТС-4 № 114 [см. сноску 2!] и КШМ Р-142 на базе "ГАЗ-66" командира группы полковника Тация.


К исходу дня 11 декабря подразделения 67-го АК вышли к поселку Кень-Юрт и расположились лагерем южнее поселка вдоль дороги, ведущей к Первомайскому перевалу. В лесопосадках на окраине Кень-Юрта была обнаружена бронетехника оппозиции, уцелевшая после ноябрьских боев за Грозный: два танка Т-72А, два Т-62, а также пара старых БТР-60ПУ. Танки Т-62 и БТРы были уничтожены на месте в связи с полным износом их материальной части, а "семьдесятдвойки" были переданы ремонтным подразделениям.


13 декабря части 67-го АК заняли Первомайский перевал и закрепились на нем. Ремонтно-эвакуационная группа 5157-й КРВБ совместно с ремонтным батальоном 131-й ОМСБр, как и положено, развернули СППМ. Утром 16 декабря при попытке завести один из "трофейных" танков, произошел пожар и последующая детонация боекомплекта, полностью уничтожившие машину. Танк стоял без охлаждающей жидкости в системе охлаждения. Когда начались заморозки, воду разбавили дизельным топливом, чтобы она не замерзла, и залили в радиатор. В результате работы предпускового подогревателя двигателя, произошло возгорание (предположительно, прогорел котел). Противопожарное оборудование не сработало, и пламя вырвалось наружу, охватив заряды (гильзы с порохом), а затем и внутренние топливные баки. Жертв среди личного состава удалось избежать благодаря решительным действиям капитана Ивана Хоменко. Прежде чем сдетонировали осколочно-фугасные снаряды, он сумел отогнать горящий танк на безопасное расстояние. Потерь в бронетехнике, за исключением взорвавшегося танка, также не имелось. Вторая "трофейная" "семьдесятдвойка" являлась бригадной. Это был один из танков, переданных в ноябре чеченской оппозиции из состава танкового батальона 131-й бригады. В батальоне танк имел порядковый номер "523". Чеченские оппозиционеры нанесли на танк белую полосу вокруг башни в качестве опознавательного знака. Танки с подобными отличительными особенностями прозвали в федеральных войсках "Белыми воронами" (в другом варианте - "Белыми лебедями").


26 декабря личному составу ремонтно-эвакуационной группы была поставлена задача эвакуировать подбитый Т-72А № 524 старшего лейтенанта Евгения Филоненко. Танк с колейным минным тралом (КМТ-7) получил повреждения в бою 13 декабря в районе населенного пункта Первомайская и был оставлен экипажем. К выполнению поставленной задачи группа приступила в 10 часов утра. К операции были привлечены два БТСа ремонтно-эвакуационной группы 5157-й КРВБ, БРЭМ-1 танкового батальона 131-й ОМСБр, два сапера инженерно-саперной роты и мотострелковое отделение на БМП-2 в качестве огневого прикрытия. Руководил операцией полковник Николай Опёнышев. Первыми машину проверили саперы. Убедившись, что танк не заминирован, они передали его в руки ремонтников. Те с помощью тросов и полиспастов вытянули танк из вероятной зоны обстрела, затем перецепили и эвакуировали его в безопасное место. Офицеры ремонтной группы осмотрели танк, прогрели двигатель и отправили боевую машину своим ходом на СППМ бригады. В 13 часов операция была успешно завершена. Танк Т-72А № 524 стал первой поврежденной боевой единицей, эвакуированной ремонтно-эвакуационной группой 5157-й КРВБ.


Приближался Новый год. Никто не предполагал, что встречать его придется в Грозном. Вечером 30 декабря заместитель командира 67-го АК по вооружению полковник Николай Опёнышев поставил офицерам группы задачи на 31 декабря:


- экипажу БТС-4 № 104 - эвакуировать неисправный Т-72А с перевала Первомайский в район блокпоста у населенного пункта Кень-Юрт.
- экипажу БТС-4 № 105 - эвакуировать неисправное САУ 2С1 "Гвоздика" приданного артдивизиона 19-й МСД с перевала Колодезный в район горы Ястребиной на СППМ 131-й ОМСБр.


31 декабря ремонтно-эвакуационная группа выполняла поставленные накануне задачи.


Вспоминает капитан Виталий Карабут, командир эвакуационной роты 976-го ОЭБ:
- Эвакуация САУ закончилась в 23.00 силами двух БТСов (№ 104 и № 105. - Прим. авт.). По дороге мы вытащили застрявший БРДМ-2 с генералом из Уральского военного округа. Голодные и уставшие вернулись в расположение группы.



Часть 2. В Грозном



Попавшие в тяжелое положение в районе железнодорожного вокзала подразделения 131-й бригады и 81-го полка просили помощи. Командование группировки "Север" принимает решение сформировать колонну снабжения и направить ее в Грозный. Формирование колонны проводилось в расположении командного пункта 67-го АК (гора Ястребиная).


Вспоминает капитан Виталий Карабут, командир эвакуационной роты 976-го ОЭБ:
- В начале 3-го часа ночи нас подняли по тревоге, и поставили задачу действовать в составе технического замыкания колонны. Выдвижение в Грозный - по готовности. Никто не знал, пойдём ли мы в город ночью, утром или днём. Из нашей ремонтно-эвакуационной группы взяли две машины - БТС-4 № 104 и БТС-4 № 105. На "104-м" ехал Червинский с младшим сержантом Щербаковым. Со мной на "105-м" - младший сержант Мариев. На платформы БТСов мы загрузили боеприпасов, сколько влезло. В основном это были ящики со снарядами для БМП-2, несколько "цинков" с боеприпасами к стрелковому оружию, а также ящики с ручными гранатами. У каждого набралось порядка 30 ящиков.


Вспоминает капитан Владимир Червинский, командир ремонтной роты по ремонту бронетанковой техники 202-го ОРВБ БТ:
- В колонне было порядка 40 машин, если не больше. Там были топливозаправщики, ТЗМ-ки, БМП, танки - колесная и гусеничная техника, пехота, танкисты, спецназовцы. С колонной в город пошли три заместителя командира майкопской бригады: Андриевский, Пиха и Пискижев. Общую задачу ставил полковник Опёнышев, а нам лично - полковник Пиха, который отдал мне свою карту.


Колонна снабжения представляла собой разношерстный организм. Принцип формирования был простой: в состав колонны включалось любая техника, которая могла двигаться. С восходом солнца около 8 часов утра колонна выдвинулась в Грозный. Первым врагом, с которым пришлось столкнуться, стал густой туман. Видимость не превышала 10 метров. Походный порядок колонны на марше был нарушен. Одновременно с этим у ряда машин возникли технические неисправности, по причине того, что вы тылу оставлялась менее надежная техника.


Вспоминает капитан Виталий Карабут, командир эвакуационной роты 976-го ОЭБ:
- Я шёл последним, и мой БТС-4 № 105 был замыкающим в колонне. Через 5-6 километров (примерно, на полпути до города) во время движения у машины обнаружилось протекание антифриза, и двигатель начал перегреваться. Я отстал на 7-8 минут от колонны. Остановился около лужи, добавил воды. И минут через 40, наверное, я вышел на окраину города. По пути мне попался БРЭМ-1 со старшим прапорщиком Жорником. Я спросил его, где колонна. Он ответил, что минут пять, как прошла мимо. Я проскочил через колхоз "Родина" и вышел на дорогу, вдоль которой стояла колонна уральцев на БМП-1 (2-я мср 276-го МСП. - Прим. авт.). Начал осматриваться, и здесь по радиостанции на меня вышел "104-й". Сказал: "Мы тебя видим, подъезжай к нам!" Я продвинулся вперед ещё метров 300 и присоединился к группе отставших машин.


В районе двух мостов через речку Нефтянку при въезде в Грозный возник своеобразный блокпост. Никаких инженерных сооружений, обычно присущих блокпостам, здесь не было. Нефтянка являлась естественной северной границей Грозного, разделявшей противоборствующие силы. Перейти ее - означало вступить на враждебную территорию. За Нефтянкой, фактически, начинался Грозный. Впереди простиралась улица Богдана Хмельницкого, на левой стороне которой всех въезжающих в город встречали многоэтажные жилые дома. Все отставшие при входе или вышедшие из Грозного поврежденные машины, как правило, останавливались в районе блокпоста у мостов через Нефтянку. Именно здесь сосредоточились 8 машин колонны помощи и 20 человек из их экипажей:


- БТС-4 № 104 (капитан Червинский, младший сержант Щербаков)
- БТС-4 № 336 (майор Готов, капитан Выприцких)
- БТС-4 № 105 (капитан Карабут, младший сержант Мариев)
- а/м "Урал-4320" № 29-08 ТД (рядовой Лесных)
- БМП-2 № 323 (майор Петренко, старший лейтенант Казанчев, старший лейтенант Другов, рядовой Белазарович, рядовой Лютый, рядовой Тлий, рядовой Шестаков)
- БРЭМ-Ч (номер не установлен) (старший прапорщик Запорожец, солдат (фамилия не установлена)
- Танк Т-72А № 523 ("Белая ворона") (капитан Хоменко)
- Танк Т-72А № 514 (старший лейтенант Лобов, рядовой Горбунов, рядовой Запрудин)


Четыре машины остановились по техническим причинам, остальные - для оказания помощи. В танке Т-72А № 514 и БМП-2 № 323 возникли перегревы в системе охлаждения двигателя. Экипажам пришлось дожидаться, когда температура охлаждающей жидкости придет в норму. У "Урала" в фильтрах скопилась вода. Фильтры пришлось заменить, и машина вновь была готова к движению. В БТС-4 № 336 неисправность устранить не удалось, и машина не смогла продолжать движение. Капитан Владимир Червинский вышел в эфир и доложил о положении дел.


- Пока мы стояли на блокпосту, - вспоминает он, - решали, что нам делать дальше. Кто-то предложил вернуться в расположение бригады. Я вышел на связь, потому что у меня была карточка с позывными, и сказал мужикам: "Если хотите, можете возвращаться, потому что я должен дойти! Я уже "зацепился" в эфире, поэтому вернуться для меня будет позором!" И солдаты, и офицеры молодцы - согласились пойти все, абсолютно.
Старшим колонны был выбран капитан Владимир Червинский, несмотря на то, что рядом находились старшие по званию офицеры. Согласно приказу капитана Владимира Червинского колонна была построена в следующем порядке:


1. БМП-2 № 323
2. БРЭМ-Ч
3. а/м "Урал-4320" № 29-08 ТД
4. БТС-4 № 105
5. Танк Т-72А № 523 ("Белая ворона")
6. Танк Т-72А № 514
7. БТС-4 № 104


Замысел был следующий: вести колонну предстояло экипажу БМП-2 № 323, по причине того, что ствол 30-мм орудия БМП имел наибольший угол возвышения, что дает преимущество в условиях городского боя. Следом за БМП двигалась небоевая техника. Замыкали колонну Т-72А № 514, экипаж которого мог эффективно поддержать колонну огнем в случае контакта с противником, и БТС-4 № 104 для гарантированной эвакуации поврежденной техники. Построенная таким образом колонна "104-го" перешла по мосту Нефтянку и на высокой скорости вышла на улицу Богдана Хмельницкого. В районе 9-этажных домов боевики открыли по колонне огонь из гранатометов, однако попаданий в машины не добились.


Вспоминает капитан Виталий Карабут, командир эвакуационной роты 976-го ОЭБ:
- Пройдя не более километра по проспекту Богдана Хмельницкого, с девятиэтажек по машинам начался обстрел из гранатомётов. Мы шли хорошо. Скорость - порядка 50 километров в час. Дистанция была нормальная. Не знаю, что было сзади, но между моей машиной и впередиидущей прошли порядка 2-3 гранатомётных выстрелов, и взорвались в 20 метрах на обочине.


Колонна проскочила перекресток улиц Богдана Хмельницкого - Маяковского - Первомайской и направилась прямо по улице Первомайской, вместо того, чтобы повернуть направо на улицу Маяковского. Головная БМП-2 № 323 остановилась на пересечении с улицей Кабардинской. Здесь располагался блокпост 9-й мср 276-го МСП. Вдоль улицы Первомайской в направлении площади Орджоникидзе вела огонь САУ (Вероятно, из 8-го гв. АК генерал-лейтенанта Льва Рохлина. - Прим. авт.). Здания на правой стороне улицы были разбиты, от них остались только стены, левая сторона выглядела менее разрушенной. Капитан Владимир Червинский вывел БТС-4 № 104 в голову колонны, чтобы сориентироваться и принять решение для дальнейших действий. Перекресток и улица простреливались, и чтобы осмотреться, он приказал экипажу БМП-2 № 323 прикрыть его корпусом машины. Связавшись с "Калибром-10" (Позывной полковника Ивана Савина. - Прим. авт.) и "Слитком-11" (Позывной генерал-майора Константина Пуликовского. - Прим. авт.), капитан Владимир Червинский уточнил обстановку и маршрут движения. Поняв, что без проводника добраться до вокзала будет сложно, он решил найти проводника из числа местных жителей.


- Я зашел в один из домов у перекрестка, - вспоминал он, - и попросил местных показать дорогу на вокзал. Несколько человек испугались и отказались пойти с нами. В конце-концов, на это решился русскоязычный мужчина лет 45-50 в черном кожаном пальто, и мы посадили его в головную БМП.


Капитан Владимир Червинский доложил по связи, что готов к выдвижению. Штабной офицер-связист предложил выдвигаться на вокзал кратчайшим маршрутом - дойти по улице Мира до пересечения с улицей Поповича, повернув на которую, можно было выйти на привокзальную площадь. Колонна капитана Владимира Червинского в прежнем порядке начала движение по указанному маршруту. Около 13 часов, повернув с Первомайской на Кабардинскую, машины достигают улицы Мира. На отрезке улицы Кабардинской две замыкающие машины - Т-72А № 514 и БТС-4 № 104 - потеряли колонну.


Вспоминает капитан Владимир Червинский, командир ремонтной роты по ремонту бронетанковой техники 202-го ОРВБ БТ:
- Колонна ушла вперед, а на "семьдесятдвойке" был малоопытный механик-водитель (Рядовой Сергей Запрудин. - Прим. авт.). Я на БТСе быстро ездил - жить-то хотелось! А за "семьдесятдвойкой" иду и вижу, что на замерзшем асфальте следы гусениц только одной машины. Стало очевидно, что мы потеряли колонну.


Капитан Владимир Червинский догоняет танк и приказывает остановиться. Машины встали перед Т-образным перекрестком (Предположительно, перекресток улиц Стахановцев и Грибоедова. - Прим. авт.). Капитан Владимир Червинский и командир танка старший лейтенант Евгений Лобов спешились, чтобы осмотреться и принять решение, что делать дальше. На улицу вышла чеченская семья: мужчина, женщина и ребенок. Они угостили Лобова яблоком и предупредили, что впереди находится узел обороны боевиков. Действовать в незнакомом враждебном городе всего двумя машинами, одна из которых не имела боевой ценности, представлялось рискованным делом. Капитан Владимир Червинский принял решение возвращаться по своим следам назад, на блокпост.


В это же время основная часть колонны, ведомая БМП-2 № 323, попадает под огонь в районе перекрестка улицы Мира и проспекта Победы.


Из объяснительной старшего прапорщика Запорожца от 19 апреля 1996 года (пунктуация источника сохранена):
"Около 12 часов дня, в районе жилых домов, название улицы не помню, колонну обстреляли гранатометчики и снайперы. При повороте машины налево я увидел в пяти метрах от себя стоящий "Урал". Остановив на короткий промежуток времени свою машину (БРЭМ-Ч. - Прим. авт.), я увидел, что рядовой Лесных полулежал на левой двери своего автомобиля и вся левая часть лица была залита кровью. Никаких признаков жизни он не подавал. Мои слова может подтвердить капитан (фамилию не помню) с рем. батальона г. Славянска на Кубани (Капитан Виталий Карабут. - Прим. авт.), который ехал сзади моей машины. После выхода из города я с ним виделся и он подтвердил, что тоже видел ряд. Лесных в том же положении"3.


Вспоминает капитан Виталий Карабут, командир эвакуационной роты 976-го ОЭБ:
- Мой БТС не вписался в поворот, и пришлось сдавать назад. Это спасло нас от двух гранат, которые пролетели над машиной и попали в угол дома. БТС осыпало битым кирпичом и осколками. Завершив маневр, я двинулся дальше и увидел "Урал", который остановился поперёк разделительного газона между двумя полосами проспекта. Водительская дверь машины была открыта, а солдат-водитель (Рядовой Игорь Лесных. - Прим. авт.), завалившись на бок, не подавал признаков жизни. Я притормозил, пытаясь определить, жив ли он, но водитель не двигался.


"Урал-4320" № 29-08 ТД, загруженный ящиками с боеприпасами к танкам, остался на перекрестке. Водитель рядовой Игорь Лесных погиб на месте. Остальным машинам колонны удалось без потерь в экипажах миновать место засады и продолжить движение к вокзалу.


- Я начал выходить из-под обстрела, - вспоминал капитан Виталий Карабут. - Проехали мы ещё несколько кварталов, несколько раз поворачивали. Прошли рядом с гаубицей Д-30, развёрнутой на позиции. Расчёта рядом не было, поэтому мы не стали её таранить. Перепрыгнули какие-то траншеи, проскочили мимо оставленной БМП. Направились вдоль железной дороги, и уперлись в бетонный забор товарного двора. Здесь колонна развернулась, и я увидел, что за мной идёт только "Белая ворона". По связи попытались узнать, где находятся "104-й" и "Береза-4". Те ответили, что заблудились в городе и вернулись назад.


Ни одному экипажу из колонны "104-го" выйти к вокзалу не удалось. На обратном пути колонна вторично попала в засаду. Головная БМП-2 № 323 получила несколько попаданий из гранатомета и остановилась.


Вспоминает капитан Виталий Карабут, командир эвакуационной роты 976-го ОЭБ:
- Мы прошли два или три квартала, и попали под сильный обстрел. Двигались по дороге, скорость была высокая, порядка 40 километров в час. В этот момент впереди идущая БРЭМ-Ч начала притормаживать, и я увидел, что поперек обочины справа стоит БМП-2 с открытым десантным отсеком. Из подбитой машины выскакивают солдаты и майор Петренко, который начал стрелять из винтовки. Один боец бегал между машинами и пытался укрыться.


Из объяснительной рядового Мишпанова (пунктуация источника сохранена):
"Первым с правого десанта вылез Белозарович (Рядовой Алексей Белазарович. - Прим. авт.) и был сразу же убит снайпером, потом вылез ещё один солдат и тоже был убит (Предположительно, рядовой Алексей Лютый. - Прим. авт.), затем вылезли рядовой Тлий и рядовой Шестаков, им чудом удалось скрыться за БМП"4.
По свидетельству майора Александра Петренко, БМП-2 № 323 была поражена пятью гранатометными выстрелами, однако описаны им только четыре (второй пропущен).


Из объяснительной майора Петренко (пунктуация источника сохранена):
"После третьего попадания из гранатомёта вооружение БМП заклинило, - вспоминал он. - Четвёртое попадание из гранатомёта поразило механика-водителя (На месте механика-водителя находился старший лейтенант Александр Другов. - Прим. авт.), БМП остановилось и загорелось. Пятое попадание со стороны десантных люков: гибнет личный состав, находящийся в БМП. Казанчев (Старший лейтенант Григорий Казанчев. - Прим. авт.) не подаёт никаких признаков жизни"5.


Из семи человек экипажа БМП-2 № 323 четверо погибли. Со слов майора Александра Петренко, погиб и проводник, находившийся в боевой машине. В одном из интервью в документальном фильме "Чеченский капкан" Александр Петренко так описал гибель БМП-2 № 323:
- Если... за час боя в тебя попадают пять раз из гранатомета, (не в тебя конкретно, а в машину, в БМП), за счет того, что люки [были] открыты, я остался жив. Дотрагиваясь потом до брони одним пальцем, попадаешь на 2-3 попадания от пуль (Здесь, вероятно, имеется в виду, что майор Петренко впоследствии осматривал подбитую БМП. - Прим. авт.). Когда я выскакивал из горящего БМП, шли... как будто электрические разряды по всей броне. За счет того, что на мне загорелась куртка [бушлат], и нужно было ее сбросить, я снова в люк опустился, сбросил бушлат, выскочил - у меня винтовку два раза прострелили! Но каким чудом я остался жив, я до сих пор не знаю!6


Вспоминает капитан Виталий Карабут, командир эвакуационной роты 976-го ОЭБ:
- Мы прикрыли подбитую БМП: с одной стороны встал мой БТС-4 № 105, с другой стороны ее подпер танк, дабы дать возможность эвакуировать экипаж. В это время моему БТСу сильно досталось из гранатомёта. Одна граната попала в корму. Кумулятивной струей пробило крышу трансмиссии и водяной радиатор, примерно в 10-15 см от масляного радиатора. Сверху начали рваться цинки со снарядами к БМП-2. Боевики, предположив, что машины в колонне подбиты, и экипажи сейчас начнут покидать броню, открыли огонь по люкам на упреждение.


Из объяснительной майора Александра Петренко (пунктуация источника сохранена):
"Остаётся два магазина патронов и граната. БМП горит7. По ней продолжают вести огонь из гранатомётов и другого вооружения. В это время на танке выезжает и закрывает БМП капитан Хоменко (Капитан Иван Хоменко. - Прим. авт.). Прапорщик Запорожцев (Старший прапорщик Александр Запорожец. - Прим. авт.) останавливается на БРЭМЧ"8.


Бой, по свидетельству капитана Виталия Карабута, длился не более 5 минут. Эвакуировав оставшихся в живых членов экипажа подбитой БМП-2 № 323, избежавшие уничтожения БРЭМ-Ч, танк Т-72А № 523 "Белая ворона" и БТС-4 № 105 вышли из-под обстрела. В экипажах этих машин потерь не имелось. Конечным пунктом для них стал консервный завод. В 2-3 кварталах от заводской проходной остатки колонны "104-го" встретили танки Т-72 федеральных войск (Предположительно, танковая рота 276-го МСП. - Прим. авт.).


Вспоминает капитан Виталий Карабут, командир эвакуационной роты 976-го ОЭБ:
- Мы встали, осмотрелись. У моего БТСа закипели остатки жидкости в пробитом радиаторе! Танк Ивана Хоменко заглох. У этой "Белой вороны", когда в город входили, текли топливные баки, и теперь у машины просто закончилось топливо. Я остановился в голове колонны танков, а БРЭМ-Ч обошла "семьдесятдвойки" и подъехала к воротам консервного завода. Петренко вылез из машины и начал спрашивать где, что и как. Хоменко перебежал к моему тягачу, в готовности сесть ко мне. Выяснив, что на заводе стоят подразделения генерала Рохлина, я зацепил танк Хоменко и затащил его на территорию завода.


Повреждения БТС-4 № 105 оказались серьезными: была пробита крыша трансмиссии, разворочен водяной радиатор, корпус покрыт пулевыми и осколочными пробоинами (их насчитали свыше 50), сверху лежали остатки нескольких развороченных ящиков со снарядами для БМП-2 (7-8 цинков было уничтожено). Самостоятельно БТС-4 № 105 и танк Т-72А № 523 "Белая ворона" двигаться не могли. Техника и личный состав оставшейся части колонны "104-го" перешли в подчинение генерал-лейтенанта Льва Рохлина.


Судьба двух отставших от колонны машин сложилась менее драматично. БТС-4 № 104 и танк Т-72А № 514 беспрепятственно возвратились к блокпосту на улице Первомайской.


Вспоминает капитан Владимир Червинский, командир ремонтной роты по ремонту бронетанковой техники 202-го ОРВБ БТ:
- Когда мы с Лобовым вернулись на Первомайскую, обнаружили, что на улице вели бой остатки танковой роты 81-го полка, и нам тоже пришлось отбиваться. Мы вновь вынуждены были искать проводника. Ко мне подбежал старлей (или капитан) с блокпоста и попросил забрать у него раненых. Один солдат был в зеленом камуфляже - то ли наш, то ли с оппозиции. У него было тяжелое ранение в голову. Мы вкололи ему промедол и загрузили в трубу ОПВТ моего тягача. Еще двоих помню (русский и татарин): один с ранением в руку, другой в ногу. Четвертого уже не помню. Я доложил по связи на командный пункт, что имею раненых, и попросил разрешение на выход из города. После подтверждения запроса мы продолжили движение. Места в БТСе для меня уже не хватило, поэтому я сел по-походному, а на место механика-водителя посадил Щербакова.


Головным двигался танк старшего лейтенанта Евгения Лобова. В районе 9-этажных домов на улице Первомайской и школы № 7 танк Т-72А № 514 получил последовательно два попадания из гранатомета в левый борт и загорелся.


Вспоминает капитан Владимир Червинский, командир ремонтной роты по ремонту бронетанковой техники 202-го ОРВБ БТ:
- Я отчетливо видел горение маршевых двигателей летящих кумулятивных гранат. Проехав вперед еще метров 200, танк остановился (Это произошло на перекрестке улиц Первомайской и Курортной. - Прим. авт.) - у него сработал МОД (механизм остановки двигателя). Своей машиной я прикрыл слева от гранатометчиков экипаж Лобова, чтобы дать ему возможность эвакуироваться. Все боеспособные военнослужащие с БТС-4 № 104 парами вели огонь, не давая противнику поднять головы. Раненый в ноги боец снаряжал магазины и подавал их остальным, а я с помощью простого русского мата объяснял контуженному экипажу порядок ускоренного покидания машины с оружием.


Танк горел, и времени для его осмотра противник не оставил. Капитан Владимир Червинский вывел БТС-4 № 104, загруженный ранеными, на блокпост в районе двух мостов через Нефтянку. Раненых передали медикам в автоперевязочную "ГАЗ-66". Здесь же, на блокпосту, находились две БМП 131-й ОМСБр (одной из них командовал старший лейтенант Валерий Данилов), отставшие утром от колонны помощи, и БТС-4 № 336. Офицерами было принято решение под прикрытием двух БМП-2 вернуться в город и эвакуировать подбитый танк. Как раз и случай представился: в город готовилась войти колонна 74-й ОМСБр.


- Заходили они красиво, - вспоминал Владимир Червинский. - Новая техника: "восьмидесятки" и БМП-3. Мы с ними дошли до перекрестка, где стояла наша "семьдесятдвойка". Здесь же, рядом с танком, мы обнаружили сгоревшую БМП-1. Кормовые двери у нее были открыты, экипажа не наблюдалось. Видно, гранатометчики здесь хорошо "паслись"! Пламя на башне танка мы сбили огнетушителем и снегом, вставили МОД, завели машину и, не обращая внимания на двигатель, долетели до блокпоста. За Нефтянкой танк окончательно заглох. Уже в полной темноте, без света фар двумя БТС-4 № 104 и № 336, мы тащили поврежденную "Березу-4" в расположение части. В 500 метрах от парка танкового батальона бригады у БТС-4 № 336 сгорел главный фрикцион.


Танк Т-72А № 514 был эвакуирован на следующий день 2 января 1995 г. В тот же день капитан Владимир Червинский, используя БТС-4 № 104, помог извлечь танк, провалившийся в канал в районе лесопосадки, поблизости от расположения 131-й ОМСБр. К месту проведения эвакуационных работ из города вышли два офицера-танкиста. Боевое охранение приняло офицеров за противника и едва не уничтожило их. Тем не менее, ситуация разрешилась благополучно, офицеров накормили и довезли до расположения майкопского рембата.


Капитан Виталий Карабут смог выйти из Грозного 3 января. Он вспоминал:
- На консервном заводе мы пробыли до 3-го января. Утром в тот день на завод прибыл заместитель по вооружению 67-го корпуса полковник Опёнышев. Вместе с ним я убыл в лагерь, а на следующий день взял запасные части - крышу, радиатор и др., и с "летучкой" (ТРМ-80 "ЗиЛ-131". - Прим. авт.) вернулся на завод. В течение двух суток я отремонтировал свой тягач, и 6 января убыл в расположение нашей ремонтной группы, сосредоточившейся в районе аэропорта "Северный".


Ремонтно-эвакуационная группа 5157-й КРВБ потерь в личном составе и технике в Грозном не понесла. 5 января из Моздока для усиления ремонтного батальона 131-й ОМСБр прибыла группа с несколькими БТС-4 и седельными колесными тягачами "МАЗ-537" из состава 976-го ОЭБ под командованием командира 976-го ОЭБ подполковника В. Тимошенко и представителя ГАБТУ полковника А. Панарина. В начале февраля этими силами были эвакуированы несколько затонувших в Сунже боевых машин 131-й ОМСБр. Операцией руководил старший лейтенант В. Шаров, инженер 976-го ОЭБ. Во время и после боевых действий в Грозном, ремонтно-эвакуационные группы 5157-й КРВБ занимались также эвакуацией сгоревшей и поврежденной в городе боевой техники. Поставленные задачи солдаты и офицеры 5157-й КРВБ с честью выполняли вплоть до вывода их групп из Чеченской Республики.



+ + + + + + + + + + + + + + + + +

1 Куликов А., Лембик С. Чеченский узел. Хроника вооруженного конфликта 1994-1996 гг. М.: Дом педагогики, 2000. С. 66.
2 Машина была придана в ремонтный батальон 131-й ОМСБр из 976-го ОЭБ.
3 Объяснительная ст. прапорщика Запорожца А. И. // Сборник документов (объяснительных) из музея 131-й ОМСБр.
4 Объяснительная рядового Мишпанова // Сборник документов (объяснительных) из музея 131-й ОМСБр.
5 Объяснительная майора Петренко // Сборник документов (объяснительных) из музея 131-й ОМСБр.
6 Смирнов М. Документальный фильм "Чеченский капкан".
7 По свидетельству капитана Виталия Карабута, в БМП-2 № 323 попало всего две гранаты, и пожара не возникло.
8 Объяснительная майора Петренко // Сборник документов (объяснительных) из музея 131-й ОМСБр

* * *


Вот у этой машины (БТС-4 №105, шёл в колонне "104-го") был позывной "105-й":

СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: k_oshkin
2011-11-29 09:13 pm
Спасибо, ждем!
(Ответить) (Thread)
From: matroskoshka
2011-11-29 09:28 pm
Еще один кусочек "мозаики",спасибо.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: tiomkin
2011-11-29 09:56 pm
Спасибо огромное!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: olegen75
2011-11-30 05:49 am
104 был вообще видимо безбашенный в хорошем смысле слова,возвращаться туда куда стремались идти более сильные колонны это же какую смелость нужно было иметь,и при этом возвращаться,а это какую же удачу?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: diarios_de_moto
2011-11-30 07:30 am
Спасибо!
(Ответить) (Thread)
From: lakysja
2011-12-05 08:41 pm
Выходит, что позывной "105" был не у БТР, в книге, значит, неточность была...
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: bcnjhbr9
2011-12-06 11:51 am
Да. Наиболее корректные данные именно в статье, а не в книге. Дело в том, что только благодаря выходу в свет книги удалось найти "104-го" и "105-го". Точнее, они сами вышли на нас.
(Ответить) (Thread)
From: galaxycollector
2012-01-08 11:54 am
очень рад слышать это, признаюсь - верил, что благодаря книге очевидцы выйдут на вас. В связи с этим - вопрос: будет ли новая редакция "Я-Калибр 10"?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: oleole1
2012-01-08 05:49 am
Подскажите, точно в январском выпуске "Братишки" будет статья про 104-го? Я видел анонос журнала, но с 1-го взляда не видно в содержании описания данной темы.
И когда вы у себя на ЖЖ выложите данную статью (приблизительно)?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: bcnjhbr9
2012-01-08 01:08 pm
Переиздание "Калибра" обязательно будет!
Статья "Техническое замыкание" вышла в декабрьском номере "Братишки" за 2011 г.
Разрешение на публикацию в ЖЖ я уже запросил у главного редактора. Жду ответа (видимо, он еще не появлялся на работе).
(Ответить) (Thread)
From: vradarv
2012-01-13 07:40 am
Кто скажет,что с сайтом "Братишки"?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: denval2014
2012-07-30 06:38 pm
А что потонуло в Сунже из техники? И при каких обстоятельствах ее туда занесло?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: bcnjhbr9
2012-10-15 07:05 pm
Утонули БМП разведчиков, БМП-1КШ (обе при выходе с товарной станции) и, позднее, БРЭМ-Ч ст. прапорщика Залина.
(Ответить) (Parent) (Thread)