Его рука (botter) wrote,
Его рука
botter

Categories:

Кадры мешают всё..

Title: КАДРЫ МЕШАЮТ ВСЕ... ( о фильме Сергея Говорухина " Прокляты и забыты " )
Author: Владимир Бондаренко
No: 47(208)
Date: 25-11-97

Когда смотришь документальный кинофильм Сергея Говорухина " Прокляты и забыты ", не один раз вспоминается знаменитая фраза из знаменитого фильма "Белое солнце пустыни": "За Державу обидно". Когда я шел на просмотр, предполагал увидеть картину откровенно пацифистскую, направленную против любой войны и против любой армии.

Увы, увидел даже не пацифизм, а откровенную враждебность к русской армии. Во-первых, в течение всего фильма этой армии ни разу не дано слово. Молчат солдаты, молчат офицеры, молчат пограничники, молчат разведчики и даже молчат раненые... Непрерывный рассказ обо всем ведет сам Сергей Говорухин . Уверен, что половина героев его ленты будет смотреть ее с ужасом - ибо не согласятся с такой трактовкой их действий.

Во-вторых, почти все кадры сняты где-то в тыловых госпиталях и моргах, когда вам снова и снова покажут, как прибирают труп, как подвязывают веревочкой подбородок, как выглядят те или иные незасыпанные могилы. Налицо явный перебор и даже непрофессионализм: по пять-десять минут идут эпизоды, в которых нет никакого действия, только солдаты несут и несут носилки с ранеными или перевозят убитых... Нет даже остро поставленной проблемы: кто же виноват?

Нет разговора о конкретном равнодушии или конкретной коррупции, все - в общем: виновна страна, виновен народ, виновно время, виновен весь мир, что я - такой молодой и талантливый - остался калекой... В фильме использованы уникальные кадры из военной хроники времен чеченской войны, из репортажей Александра Невзорова, из съемок НТВ и ОРТ, и все - без звукового сопровождения, все - лишь в говорухинской трактовке... Для того ли снимались эти уникальные кадры?

Если бы, скажем, это был показ событий чеченской войны с точки зрения солдата и офицера, который брошен в пекло сражений, но - забыт продажными генералами, обворован снабженцами и оклеветан телевидением и прессой, - у фильма " Прокляты и забыты " было бы совсем другое звучание. Я уверен: изыми автор из фильма всего десять-пятнадцать минут идеологической накачки либерально-западнического толка - и даже тот же "трупный марафон" воспринимался бы зрителем по-другому.

Но, даже смиряясь с этой идеологией обиженного войной человека, я прихожу в изумление от вмонтированных посторонних, потусторонних кадров, делающих этот фильм радикально русофобским творением! Кто надоумил Сергея Говорухина начинать свой фильм с фашистской хроники, с демонстрации фашистских колонн? Кто предложил ему затем сравнить фашистские колонны с колоннами нашей армии, вводимыми в Чечню?
Если это все - такие же фашисты, то, очевидно и правильно, что они, по выражению Сергея Говорухина , "прокляты и забыты ". Чего жалеть их? Чего показывать в голоде и холоде? Чего переживать за солдатских матерей, ищущих своих сыновей по всей Чечне? Это же - согласно метафоре автора - фашистское нашествие... Кто его надоумил представить идеологами русских войск в Чечне баркашовцев и национал-большевиков Лимонова? Это уже, увы, чуть ли не подсудная фальшивка!

Режиссер перемешивает кадры записи баркашовского митинга с кадрами совсем другой записи молодой тусовки национал-большевиков. И все это - под фашистские марши. Можно недолюбливать и тех, и других, но - вместе они не маршируют, они - противоположны и по духу, и по действиям. Я бы рекомендовал Сергею продолжить столь наглядную фальшивку показом, допустим, выступления Станислава Говорухина на митинге в поддержку Геннадия Зюганова и показать своего отца под веселый фашистский марш...

Фантазировать - так фантазировать. Фильм " Прокляты и забыты " был задуман как антивоенный фильм о чеченской войне - зачем же туда введены затянутые эпизоды о русской погранзаставе в Таджикистане? Чтобы прокричать, будто русским там нечего делать? Но любой здравомыслящий политик скажет (и будет прав!), что если мы не станем охранять по всем согласованным международным законам таджикско-афганскую границу, скоро нам придется выстраивать границу между Россией и Казахстаном...

Это - миллиарды долларов, которых нет. Это - предать, забыть , обречь на тотальное бегство миллионы русских из Казахстана. Сергей Говорухин прямо говорит в кинофильме, что русским нечего делать на территориях, где живут другие народы. Что же он предлагает? Можно, конечно, отдать Кавказ и всю Среднюю Азию. Затем - все Поволжье с татарами и башкирами, мордвой и чувашами. Далее - всю Сибирь с якутами и бурятами, чукчами и тунгусами. Еще - весь Север - от Карелии до Ямало-Ненецкого округа.

Укажите, Сергей Станиславович, где русские не будут чувствовать себя чужими? И последнее. Режиссер задается справедливым вопросом: почему мы все уступаем новым "золотым мальчикам", этим наглым "новым русским"? Но ведь сама идеология фильма направлена против борьбы! Я никогда не был сторонником этой проклятой войны, из-за нее-то мы, очевидно, и потеряем Чечню, а то и кое-что большее.

Но фильм " Прокляты и забыты " направлен против русской армии вообще, против наступательного пафоса, против Державности как таковой - вот в чем тут дело... А заодно - это уж само собой - и против энергии национального русского сопротивления: вспомним тенденциозные кадры о баркашовцах и лимоновцах. И совсем последнее. Я сомневался: может быть, ошибся когда-то с оценкой романа Виктора Астафьева " Прокляты и убиты"?

Не зря же этот роман так высоко оценили мои друзья и наставники Леонид Бородин и Игорь Шафаревич. Посмотрев же фильм Сергея Говорухина , - утвердился в той мысли, что с точки зрения идеологии сопротивления, идеологии русской государственности и Державности - все-таки был прав. Если солдатам внушать бессмысленность борьбы, враждебность приказа и ненужность каких угодно идеалов и целей - такая армия обречена на тотальное поражение в любой войне, будь она тысячу раз справедливая.

Есть героико-романтическая поэзия Николая Гумилева, есть одухотворенный солдатский подвиг в прозе Льва Толстого, есть "Я убит подо Ржевом" Александра Твардовского - и есть идеология животного выживания, идеология пораженчества и бессмысленности героизма. Каждому времени - свое искусство. В угоду золотым нуворишам, тем самым "новым русским", и рекламируется, увы, ныне по телевидению фильм Сергея Говорухина " Прокляты и забыты "...

Владимир БОНДАРЕНКО
Tags: рецензия, фильм
Subscribe

  • Интервью Эркебека Абдулаева. 22.01.1995

    Время: 16:54 Размер: 258 мб Скачать: http://depositfiles.com/files/rz34zxq3g Эркебек Абдулаев: "Приезжают вчерашние чеченские спецназовцы,…

  • Чеченская трагедия

    Чеченская трагедия. Кто виноват. М., 1995. Когда-нибудь наши дети, внуки могут спросить нас: что же на самом деле произошло там, в Чечне, на…

  • Живи и веруй

    Описание: В основе документального повествования о первой чеченской кампании лежит рассказ о боевых буднях 694-го отдельного мотострелкового…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments