Кроме 3-х первых БМП и техники 276 мсп, в состав колонны входили, как минимум: – БМП №314 – БМП №236 – колёсная техника (бензовозы и т.д.) – ТЗМ – 2 КШМ гсадн
БМП №314
– ЗКВР 2 мср 131 омсбр ст.лейтенант Вячеслав Владимирович Мелихов ("Аркан-12")1 – механик-водитель рядовой Андрей Евгеньевич Ракович2 – наводчик-оператор (ком. БМП3) старшина Юрий Станиславович Балтийский – стрелок мл.сержант Дмитрий Александрович Прокудин4 – ст. наводчик рядовой Александр Викторович Золотов5 – гранатомётчик рядовой Виктор Алексеевич Платонов6 – стрелок рядовой Александр Владимирович Астанин7
Из письма Л.Г. Мелиховой: "А однажды Абу - главный палач Шалинского района - заявил в мой адрес: "Эта мать пусть не ищет". Он помнит день 1-го января, когда он и другие чеченцы видели и удивились, как одна БМП вырвалась из горящей колонны и, петляя, но целеустремлённо помчалась к вокзалу - так мог сделать только местный, это был мой сын. Другие рассказывали, как чеченцы на жигулях рванулись за этой БМП и с помощью гранатомётов подожгли её. Это подтверждает запись радиопереговоров моего сына с комбригом Савиным. Голос сына: "Нас жгут... Мы все погибаем!" Комбриг: "Аркан-12! Я знаю, ты сможешь!" И он почти смог. Не дошёл-то всего немного. Гранатомёты сделали своё дело. Больше 314-я машина на связь не выходила. И так все там удивлялись, как он столько прошёл."8
Примерно после обеда 1 января группа бойцов на транспортно-заряжающей машине (ТЗМ) отходила из района ж/д вокзала, попутно занимаясь сбором раненых на улицах.
Из описания действий группы: "Рядовой Мочалов с лейтенантом сделали большое дело: подобрали на улицах Грозного десятерых раненых. Среди них двое тяжелораненых: майор Виктор Булахов - офицер из 131-й бригады, и лейтенант Максим Барбашинов из 81-го [на самом деле - 276-го] мотострелкового полка. Но уже на улице Маяковского, когда, казалось, самое опасное позади и вот-вот покажутся родные окопы, машину подбили. Она загорелась. Лейтенант, старший машины, погиб. А рядового Мочалова при попытке выбраться из ТЗМ (транспортно-заряжающей машины) тяжело ранил снайпер. Ждать помощи им было неоткуда."1
Прости, я не вернулся: Книга памяти ярославцев, погибших и пропавших без вести при исполнении служебных обязанностей на Северном Кавказе с декаб-ря 1994 по декабрь 2004 года. Сборник/ Автор-составитель 0.Н. Скибинская. — Ярославль: Издательство Александра Рутмана, 2005. — 280 с.
Книга рассказывает о девяноста шести жителях Ярославской области — солдатах и офицерах, сотрудниках УВД и управления ФСБ, до последней минуты вы-полнявших свой долг по охране целостности государства во время первой и второй чеченских войн.
Великолепный образец чеченского фольклора, записанный и переведённый на русский язык в 1852 году участником «контртеррористической операции на Северном Кавказе» графом Львом Николаевичем Толстым.
Из описания: "В книге на основе исторических аналогий рассматриваются общественные процессы, приведшие к войне в Чечне в середине 90-х годов XX века. Дается анализ действий федерального и чеченского руководства по переустройству общества и их ошибок, ввергших население Чечни и некоторых других российских регионов в тяжелейшие коллизии, ставшие общей трагедией для всей России. Вскрываются глубинные причины роковых просчетов высшего политического руководства РФ при принятии решения на прямое военное вмешательство по обузданию сепаратизма в Чечне. Автор рассматривает ход боевых действий российских федеральных сил на Северном Кавказе и дает характеристику тактики действий чеченских незаконных вооруженных формирований и террористов. Раскрывает роль исламского экстремизма, его влияние на ситуацию в этом регионе. Делает выводы и прогнозы, показывает уроки войны и антитеррористической операции в Дагестане и Чеченской Республике."
UPD: На данный момент перечитываю эту книгу во второй раз. Впечатления весьма приятные. Жанр книги - хроника войн в Чечне от допотопных времён (кстати, нашёл сайт чеченских "боевиков-урартоведов") до настоящего периода. Единственный минус - военные действия, и конкретно штурм Грозного, описаны довольно поверхностно (я люблю, чтобы было указано место, день, час, чтобы схемка... :)).
"В.Миронов указывает в книге, что при штурме Дворца Дудаева были большие потери, особенно в первый штурм (тот эпизод в книге, когда штурмуюших раскатали чечены танками), в тоже время в книге генерала Геннадия Трошева «Записки окопного генерала» (так вроде, пишу по памяти, книги нет под рукой) указывается, что Дворец Дуды взяли практически без потерь?! Не подскажите ли источник, где можно уточнить данные по потерям во время штурма Минутки, Дворца, ГосБанка и т.д. А может Вы что-то подскажите."
Всё! Как документ эта книга для меня – ноль! Хотя, как художественное произведение, она мне очень нравится. Конечно можно разобрать «Я был на этой войне» по косточкам и понять, что этот «первый штурм» – это попытка захвата моста у больничного комплекса 3.1.1995, который постепенно перетекает в штурм Совмина 13.1.1995 года.
Книгу Трошева «Моя война. чеченский дневник окопного генерала» я наизусть не помню, поэтому воспользовался поиском. О штурме дворца нет ни одного упоминания! Посему первый вопрос можно считать полностью абсурдным.
Вопрос о потерях толковый, но к сожалению ответа на него у меня нет. Нет официальной статистики. Если собрать все Книги Памяти по всей России, если написать тысячи запросов по российским военкоматам, то возможно, можно было бы собрать эту информацию. К сожалению такими возможностями я не обладаю.
Есть ещё один аспект – а что считать штурмом дворца Дудаева? Когда 31 декабря 1994 года 81 мсп подтянулся ко дворцу, это был штурм дворца? Или когда группа 45 орп 8.1.95 года выдвинулась в сторону Совмина, это был штурм Совмина или нет? По сути, все боевые операции до 19.1.95 года и были «штурмом дворца».
PS. Я обычно на такие вопросы в ЖЖ совсем не отвечаю, но сегодня под настроение «выплеснулось».
Книжка, в целом, мне не очень понравилась. Но моменты, в которых описывается его поездка в Грозный, а также обстоятельства написания статьи познавательны.
Типа, этого:
«Я достал блокнот, диктофон. - Понимаю, как вам трудно, - сказал лейтенанту, - и прошу извинить мою настойчивость. Но, поверьте, это нужно не мне лично и не для того, чтобы удовлетворить чье-то любопытство. Люди должны знать, что и как произошло, чтобы не повторять чьих-то ошибок, если они были, или привлечь к ответственности преступников, если они есть.
Лейтенант поднял на меня глаза. В них появился отблеск какого-то света. - Пишите, - сказал он. – Меня зовут Александр Николаевич Лабзенко. Я – командир взвода зенитного дивизиона 131-й Майкопской мотострелковой бригады. Один из тех офицеров, которые непонятно зачем остались в живых...»»